• Научная статья
  • 4 февраля 2014
  • Открытый доступ

КОДЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АССОЦИИРОВАННЫЕ С НИМИ СМЫСЛЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В работе обосновывается необходимость введения в научный оборот терминологического словосочетания «коды визуального поведения» для всех типов зрительно наблюдаемых невербальных знаков – поведенческих (в том числе и жестовых), вещных, а также семиотически значимых визуально воспринимаемых результатов действий человека над своим лицом и телом. Предлагаемый автором психосемиотический подход к коммуникативным единицам, входящим в указанную группу, т.е. разграничение собственно кодов визуального поведения и их коррелятов в сознании – образов визуального поведения, позволяет обозначить те свойства, что предопределяют особенности использования репрезентаций кодов визуального поведения в текстах СМИ.

Источники

  1. Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 440 с.
  2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. 1981. № 1. С. 36-47.
  3. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. 104 с.
  4. Дашкова Т. Идеология в лицах: формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-1930-х годов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. научн. тр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и др. Саратов: Научная книга, 2007. С. 436-466.
  5. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХI веков: Человек и его дискурс: сб. научн. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. М.: Азбуковник, 2003. С. 24-44.
  6. Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. 80 с.
  7. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литер. обозрение, 2002. 592 с.
  8. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  9. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Средства выразительного письма. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 180 с.
  10. Мардиева Л. А. Вещь-знак тюбетейка в коммуникативном пространстве Татарстана // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. Кн. 5. С. 232-245.
  11. Мардиева Л. А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 3 (15). С. 202-207.
  12. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения: дисс. … д. психол. н. М., 2000. 402 с.
  13. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и воспринимает мир. Изд-е 3-е, стереот. М.: КомКнига, 2006. 224 с.
  14. Романов А. А. Аспекты психосемиотики визуальной коммуникации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научн. журнал. 2005. Т. 1. № 1. С. 1-6.
  15. Стюфляева М. И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 144 с.
  16. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. Изд-е 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 368 с.
  17. Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2000. 279 с.
  18. Черепанова И. Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. М.: КСП+, 2002.
  19. Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. Изд-е 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 128 с.
  20. Шелгунова Л. М. Указания на рече-жестовое поведение персонажей в русской реалистической повествовательной художественной прозе // Филологические науки. 1982. № 4. С. 43-49.

Информация об авторах

Мардиева Ляйля Агьдасовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 4 февраля 2014.

Ключевые слова

  • невербальная семиотика
  • невербальное поведение
  • тексты СМИ
  • психосемиотика
  • прагматика
  • non-verbal semiotics
  • non-verbal behavior
  • mass media texts
  • psychosemiotics
  • pragmatics

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)