СЕМИОТИКА НАТЮРМОРТА В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
В статье рассматривается семиотическая составляющая литературно-художественного текста применительно к визуальным описаниям вещей, которые можно отнести к жанру натюрморта. Определяется специфика трансформации изображенного «мира вещей» в литературном тексте (на выразительном примере прозы Н. В. Гоголя), делаются выводы о феномене словесного натюрморта, сочетающего в себе знак и аллюзию на одноименный живописный жанр как плодотворное и интересное языковое явление.
Источники
- Бобрык Р. Зачем стол натюрморту? // Вестник молодых ученых. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. С. 71-77.
- Гачев Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. 247 с.
- Гоголь Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Избр. соч. в 2-х т. М.: Худ. лит., 1984. Т. 2. С. 174-483.
- Данилова И. Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.: РГГУ, 1998. 100 с.
- Елина Е. А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства: дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2003. 368 с.
- Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 2. 431 с.
- Фарыно Е. О парадигме «Портрет – Акт – Натюрморт» и ее семиотике // Studia Litteraria Polono-slavica. Warszawa: Polska Akademia Nauk, 2002. S. 13-75.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 18 февраля 2014.
Ключевые слова
- вербальный знак
- иконический знак
- словесный натюрморт
- знаковая метафора
- семиотическая значимость
- verbal sign
- iconic sign
- philological still life
- sign metaphor
- semiotic meaningfulness
Copyright
© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»