• Научная статья
  • 28 апреля 2014
  • Открытый доступ

«ПОЭТИЧЕСКИЙ ПОБЕГ»: ПОЭТ И РЕАЛЬНОСТЬ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Аннотация

В статье предпринимается попытка проследить взаимодействие пушкинского лирического субъекта-поэта с объективной реальностью. Выявляется два возможных пути такого взаимодействия, однако каждый из них предполагает возможность «поэтического побега» от действительности. Это либо перемещение в пространстве («горизонтальное»), либо переход с помощью воображения в «волшебные края» поэзии («вертикальное» перемещение). Поэт стремится отграничить себя от окружающего мира, поскольку цель его творчества - обретение свободы в собственном креативном пространстве.

Источники

  1. Баевский В. С. Из предыстории пушкинской элегии «Погасло дневное светило..» // Проблемы современного пушкиноведения. Псков: Пск. гос. пед. ин-т, 1994. С. 5-43.
  2. Баженов А. «Схождение во ад» как творческая задача Пушкина (к вопросу о «Гавриилиаде») // Наш современник. 2002. № 1. С. 253-259.
  3. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб.: Академический проект, 1999. 400 с.
  4. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л.: Наука, 1974. 226 с.
  5. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.
  6. Гринлиф М. Пушкин и романтическая мода. СПб.: Академический проект, 2006. С. 23-104.
  7. Данилевский Р. Ю. Пушкин и Гете: сравнительное исследование. СПб.: Наука, 1999. 288 с.
  8. Данте А. Божественная комедия. М.: Правда, 1982. 450 с.
  9. Кайуа Р. Игры и люди; Статьи по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. С. 43-49.
  10. Квашина Л. П. Элегия Пушкина «Погасло дневное светило..» и жанровая традиция // Литературоведческий сборник. Донецк: ДонНУ, 2000. Вып. 4. С. 92-96.
  11. Листов В. С. Островное пророчество // Новое о Пушкине. История, литература, зодчество и другие искусства в творчестве поэта. М.: Стройиздат, 2000. 448 с.
  12. Люсый А. П. Пушкин. Таврида. Киммерия. М.: Языки русской культуры, 2000. 248 с.
  13. Проскурин О. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 462 с.
  14. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 19-ти т. М.: Воскресенье, 1994-1997.
  15. Сандлер С. Далекие радости: А. Пушкин и творчество изгнания. СПб.: Академический проект, 1999. С. 20-71.
  16. Сулемина О. В. В поисках самого себя: поэт в лирике А. С. Пушкина 1814-1824 гг. // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 175-179.
  17. Фаустов А. А. Авторское поведение Пушкина: очерки. Воронеж: ВГУ, 2000. 321 с.
  18. Цирулев А. Ф. Художественная специфика пушкинского автобиографизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27) Ч. 1. С. 177-179.
  19. Цявловская Т. Г. «Влюбленный бес» (Неосуществленный замысел Пушкина) // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 19-ти т. М.: Воскресенье, 1994. Т. 18. С. 601-635.
  20. Черашняя Д. И. Тайная свобода поэта: Пушкин. Мандельштам. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 308 с.

Информация об авторах

Сулемина Оксана Владимировна

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 28 апреля 2014.

Ключевые слова

  • лирический субъект
  • поэт
  • пророк
  • воображение
  • художественная реальность
  • «южная» лирика
  • lyrical subject
  • poet
  • prophet
  • imagination
  • artistic reality
  • “southern” lyrics

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)