• Научная статья
  • 1 октября 2016
  • Открытый доступ

СВЯЗЬ ЕДИНИЦ СЕМАНТИКО-СИНОНИМИЧЕСКОГО И АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «УВАЖЕНИЕ» И «ВЕЖЛИВОСТЬ»)

Аннотация

В статье приводятся данные анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по выявлению семантико-синонимического и ассоциативного полей нравственных понятий «уважение» и «вежливость». Устанавливаются связи между лексическими единицами обозначенных полей. Делается вывод о том, что при совпадении обнаруженных единиц в указанных полях нравственных понятий «уважение» и «вежливость» происходит подмена одного понятия другим в обыденном сознании подростков. Семантико-синонимические и ассоциативные поля делятся на зоны по критерию отсутствия скачкообразных количественных показателей между ранжированными лексическими единицами, полученными в результате эксперимента. Отмечаются лексико-семантические совпадения единиц в приоритетных зонах и значительные расхождения по мере удаления от зоны приоритетности у слышащих и слабослышащих учащихся. Представленные модель-таблица и гистограммы позволяют проследить совпадения единиц по полям в двух группах респондентов, а также как скачкообразные количественные показатели единиц на позициях, так и их совпадения в обеих группах подростков.

Источники

  1. Колодина Н. И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63). Ч. 1. С. 104-107.
  2. Миронова Н. И. Семантический анализ ассоциативного поля // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН; Московская международная академия, 2016. № 2 (28). С. 193-199.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд-е 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-00057.

Информация об авторах

Колодина Нина Ивановна

Воронежский государственный педагогический университет

Лябина Олеся Геннадиевна

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 октября 2016.

Ключевые слова

  • слабослышащие и слышащие подростки
  • семантико-синонимические и ассоциативные поля
  • связь единиц полей
  • подмена нравственных понятий
  • приоритетная, средняя, второстепенная зоны поля
  • hearing-impaired and hearing teenagers
  • semantic-synonymic and associative fields
  • relation of field units
  • substitution of ethical categories
  • nuclear, medium, peripheral field areas

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)