СВЯЗЬ ЕДИНИЦ СЕМАНТИКО-СИНОНИМИЧЕСКОГО И АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «УВАЖЕНИЕ» И «ВЕЖЛИВОСТЬ»)
Аннотация
В статье приводятся данные анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по выявлению семантико-синонимического и ассоциативного полей нравственных понятий «уважение» и «вежливость». Устанавливаются связи между лексическими единицами обозначенных полей. Делается вывод о том, что при совпадении обнаруженных единиц в указанных полях нравственных понятий «уважение» и «вежливость» происходит подмена одного понятия другим в обыденном сознании подростков. Семантико-синонимические и ассоциативные поля делятся на зоны по критерию отсутствия скачкообразных количественных показателей между ранжированными лексическими единицами, полученными в результате эксперимента. Отмечаются лексико-семантические совпадения единиц в приоритетных зонах и значительные расхождения по мере удаления от зоны приоритетности у слышащих и слабослышащих учащихся. Представленные модель-таблица и гистограммы позволяют проследить совпадения единиц по полям в двух группах респондентов, а также как скачкообразные количественные показатели единиц на позициях, так и их совпадения в обеих группах подростков.
Источники
- Колодина Н. И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63). Ч. 1. С. 104-107.
- Миронова Н. И. Семантический анализ ассоциативного поля // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН; Московская международная академия, 2016. № 2 (28). С. 193-199.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд-е 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-00057.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 1 октября 2016.
Ключевые слова
- слабослышащие и слышащие подростки
- семантико-синонимические и ассоциативные поля
- связь единиц полей
- подмена нравственных понятий
- приоритетная, средняя, второстепенная зоны поля
- hearing-impaired and hearing teenagers
- semantic-synonymic and associative fields
- relation of field units
- substitution of ethical categories
- nuclear, medium, peripheral field areas
Copyright
© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»