• Научная статья
  • 1 апреля 2017
  • Открытый доступ

АНАЛИЗ ИДЕОЛОГИИ СМИ В КОНТЕКСТЕ КРИТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация

Исследование идеологии СМИ главным образом выполнено четырьмя критическими школами. Путем анализа их научных работ мы можем выделить четыре ключевые проблемы, касающиеся идеологии СМИ в контексте критической парадигмы: 1) коммодификация СМИ в воспроизводстве идеологии; 2) технологии массовой коммуникации как новый создатель идеологии; 3) символическое производство СМИ в циркуляции идеологии и 4) восприятие аудиторией медиасообщения как идеологическое состязание. В современной науке только на основе анализа взаимодействия этих аспектов можно провести комплексное исследование рассматриваемой проблемы.

Источники

  1. Бойд-Барретта О. Подходы к «новому» исследованию аудитории // Подходы к медиа: хрестоматия. Пекин: Синьхуа, 2004. С. 615-622.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 3. С. 7-544.
  3. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. СПб.: Петрополис, 1997. Т. 4. От романтизма до наших дней. 850 с.
  5. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. 208 с.
  6. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.: Медиум, 1997. 314 с.
  7. Corner J. “Ideology” and Media Research // Media, Culture & Society. 2016. № 2 (38). Р. 265-273.
  8. Curran J. Media and Power. L.: Routledge, 2002. 308 р.
  9. Dijk T. A., van. Principles of Critical Discourse Analysis // Discourse & Society. 1993. Vol. 4 (2). Р. 249-283.
  10. Downey J., Titley G., Toynbee J. Ideology Critique: the Challenge for Media Studies // Media, Culture & Society. 2014. № 6 (36). Р. 878-887.
  11. Fairclough N. Language and Power. N. Y.: Longman, 1989. 259 p.
  12. Fairclough N., Wodak R. Critical Discourse Analysis // Discourse as Social Interaction. L.: Sage, 1997. Р. 258-284.
  13. Fiske J. Understanding Popular Culture. L. - N. Y.: Routledge, 2010. 206 p.
  14. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge: The MIT Press, 1991. 301 p.
  15. Hall S. Encoding and Decoding // Culture, Media, Language. L.: Hutchinson, 1980. Р. 117-127.
  16. Hall S. The Rediscovery of “Ideology”: Return of the Repressed in Media Studies // Culture, Society and the Media. L.: Methuen, 1982. Р. 56-90.
  17. Hodge R., Kress G., Trew T. Language and Control. L.: Routledge & K. Paul, 1979. 224 p.
  18. Morley D. Television, Audiences and Cultural Studies. L. - N. Y.: Routledge, 2005. 336 p.
  19. Murdock G., Golding P. For a Political Economy of Mass Communications // The Socialist Register. L.: The Merlin Press, 1973. Vol. 10. Р. 205-234.
  20. Phelan S. Reinvigorating Ideology Critique: between Trust and Suspicion // Media, Culture & Society. 2016. № 2 (38). Р. 274-283.
  21. Raeijmaekers D., Maeseele P. In Objectivity We Trust? Pluralism, Consensus, and Ideology in Journalism Studies [Электронный ресурс]. URL: http://jou.sagepub.com/content/early/2015/12/04/1464884915614244.abstract (дата обращения: 17.03.2017).
  22. Smythe D. On the Audience Commodity and Its Work // Dependency Road: Communications, Capitalism, Consciousness, and Canada. Norwood: Ablex, 1981. Р. 22-51.
  23. Thompson J. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Cambridge: Polity Press, 1990. 362 p.

Информация об авторах

Лю Янь

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 апреля 2017.

Ключевые слова

  • СМИ
  • критическая парадигма
  • идеология
  • политическая экономия
  • дискурс-анализ
  • аудитория
  • технологии массовой коммуникации
  • mass media
  • critical paradigm
  • ideology
  • political economy
  • discourse-analysis
  • audience
  • mass communication technologies

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)