• Научная статья
  • 1 ноября 2017
  • Открытый доступ

МОТИВЫ И МОТИВАТОРЫ В СТРУКТУРЕ ФРЕЙМА (НА ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННОГО ПОНЯТИЯ «ЖАДНОСТЬ»)

Аннотация

В статье описывается экспериментальная психолингвистическая методика выявления мотива и мотиваторов в структуре фрейма, а также психологическая методика определения базового мотива как психологической устойчивости к сохранению сферы благоприятной жизнедеятельности. Приводятся результаты анкетирования в группах слышащих и слабослышащих подростков, устанавливаются особенности мыслительных маркеров, которые характерны для мотивов и мотиваторов в каждой группе респондентов. Для выявления мотивов и мотиваторов в структуре фрейма применяется методика фреймового анализа. Обнаруженные мотивы и мотиваторы позволяют указать на зависимость усвоенных стереотипов поведения подростков от окружающей среды. Полученные данные по определению базового мотива привели к выводу о том, что группа слабослышащих подростков имеет более слабую установку на сохранение сферы благоприятной жизнедеятельности и не всегда осознает необходимость сохранения названной сферы.

Источники

  1. Величина и сила коэффициента корреляции [Электронный ресурс] // Математическая статистика для психологов. URL: http://statpsy.ru/correlation/velicina/ (дата обращения: 11.08.2017).
  2. Власов М. Жадность [Электронный ресурс] // Психология человека. Сайт Максима Власова. URL: http://psichel.ru/ zhadnost/ (дата обращения: 07.09.2017).
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-17096.htm (дата обращения: 10.08.2017).
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  5. Колодина Н. И. Структурированность понятия «честность» во фрейме «поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 146-166.
  6. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 47-66.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  9. Формула коэффициента корреляции Пирсона [Электронный ресурс] // Математическая статистика для психологов. URL: http://statpsy.ru/pearson/formula-pirsona/ (дата обращения: 11.08.2017).
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Структурированность нравственных понятий» № 16-04-00057.

Информация об авторах

Колодина Нина Ивановна

Воронежский государственный педагогический университет

Дуванова Светлана Петровна

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2017.

Ключевые слова

  • психолингвистическая и психологическая методики
  • выявление мотива и мотиваторов в структуре фрейма
  • слышащие и слабослышащие учащиеся
  • особенности мотива и мотиваторов, характерные для слышащих и слабослышащих подростков
  • psycholinguistic and psychological methods
  • identification of motive and motivators in the structure of frame
  • hearing and hearing-impaired students
  • peculiarities of motive and motivators, typical for hearing and hearing-impaired teenagers

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)