• Научная статья
  • 10 марта 2019
  • Открытый доступ

ПРЕЦЕДЕНТНАЯ «ИГРА В БИСЕР» КАК ЧЕРТА ИНТЕРНЕТ-ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА «СТИШКИ-ПОРОШКИ» И «СТИШКИ-ПИРОЖКИ»)

Аннотация

Статья посвящена исследованию интернет-жанра «стишки-порошки» с точки зрения функционирования в его структуре прецедентных единиц, которые играют определяющую роль в текстах жанра. В ходе изучения стишков-порошков в аспекте концепции языковой игры авторами выявляются следующие приемы ассоциативного преобразования прецедентных единиц: снижение их культурного смысла за счет введения в состав новых компонентов, переосмысление с помощью буквализации одного из компонентов, выведение новой прецедентной ситуации, вступающей с заданной в отношения контаминации, а также поэтическая стилизация. Во всех случаях ассоциативные преобразования направлены на профанацию исходных прецедентных смыслов, что связано с «народной смеховой культурой», лежащей в основе жанра интернет-фольклора.

Источники

  1. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
  2. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. 214 с.
  3. Дымарский М. Д. Между жанром и творчеством, или К становлению пирожкового мышления языковой личности // Жанры речи: сборник статей. Саратов - М.: Лабиринт, 2012. Вып. 8. Памяти К. Ф. Седова. С. 385-390.
  4. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Прецедентные онимы в СМИ. Рецензия на монографию Е. А. Нахимовой «Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования» (Екатеринбург, 2011) // Политическая лингвистика. 2011. Вып. 3 (37). С. 266-269.
  5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.
  6. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
  7. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
  8. Медиатекст как объект медиалингвистики // Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. С. 11-55.
  9. Порошки [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/sandalporoshki (дата обращения: 01.02.2019).
  10. Словоново - словарь современной лексики, жаргона и сленга [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovonovo.ru (дата обращения: 01.02.2019).
  11. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Эксмо-пресс, 2001. 352 с.
  12. Химик В. В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. 269 с.
  13. Царевна-лягушка [Электронный ресурс] // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3-х т. М.: Наука, 1985. Т. 2. С. 260-267. URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/default.asp?/feb/skazki/texts/af0/af2/af2r--60.html (дата обращения: 01.02.2019).
  14. Чемезова И. А. Прецедентная модель языковой игры в газетном заголовке: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2008. 23 с.
  15. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 212 с.
  16. Щукина К. А. Прецедентные феномены в пирожках и порошках - новых жанрах современной интернет-поэзии // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 49-55.

Информация об авторах

Чемезова Ирина Анатольевна

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

Исакова Елена Александровна

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 января 2019.
  • Опубликована: 10 марта 2019.

Ключевые слова

  • интернет-коммуникация
  • интернет-фольклор
  • стишки-порошки
  • стишки-пирожки
  • прецедентные единицы
  • языковая игра
  • Internet communication
  • Internet folklore
  • rhymes-poroshki
  • rhymes-pirozhki
  • precedent units
  • linguistic game

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)