• Научная статья
  • 10 июля 2019
  • Открытый доступ

МАРКЕРЫ ТИПОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЕКСТАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ СМИ

Аннотация

В статье рассматриваются маркеры региональной идентичности в текстах центральных СМИ. Были проанализированы слова, отражающие разные типы региональной идентичности: краснодарцы, архангелогородцы, поморы, кубанцы (казаки), северяне и южане. Маркеры региональной идентичности реализуются в трех видах контекстов: интегрирующие, дифференцирующие и нейтрализующие. Анализ взаимодействия между видами контекстов и маркерами региональной идентичности позволяет прийти к выводу о разной степени осознанности и привязке к разным типам региональной идентичности, отражаемым в текстах центральных СМИ, закрепленных в Национальном корпусе русского языка.

Источники

  1. Ахметова М. В. «Неправильное» именование как оскорбление (об одном аспекте вариантности катойконимов) // Шаги-Steps. 2015. Т. 1. № 1. С. 19-39.
  2. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. М.: Новый хронограф, 2010. 240 с.
  3. Люсый А. П. Глобальные ориентиры и региональные онтологии культуры // Философские науки. 2008. № 10. С. 75-85.
  4. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 21.04.2019).
  5. Ноженко Н. М., Яргомская Н. Б. В поисках нового регионального сообщества: возможная перспектива рассмотрения федеральных округов // Политическая наука. 2005. № 3. С. 119-141.
  6. Правда Севера [Электронный ресурс]. URL: http://pravdasevera.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).
  7. Псковская правда [Электронный ресурс]. URL: http://pravdapskov.ru (дата обращения: 04.12.2018).
  8. Тельпов Р. Е. Названия жителей Архангельска и Архангельской области на страницах центральных и региональных СМИ // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 10 декабря 2017 г.): в 2-х т. / редкол. О. Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. Т. 2. С. 42-48.
  9. Тельпов Р. Е. Слова «северяне» и «южане» как маркеры региональной идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 411-414.
  10. Туровский Р. Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? / под ред. М. Макфола и А. Рябова; Моск. центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999. С. 87-136.
  11. Шабалова О. А. Формирование подходов к изучению феномена «региональная идентичность» в российском дискурсе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 2 (14). C. 139-145.
  12. Шушарина Г. А. Способы формирования региональной идентичности в дискурсе местных СМИ // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2013. Т. 2. № 2 (14). С. 51-55.
  13. https://www.english-corpora.org/time/ (дата обращения: 14.04.2019).

Информация об авторах

Тельпов Роман Евгеньевич

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2019.
  • Опубликована: 10 июля 2019.

Ключевые слова

  • региональная идентичность
  • региональные СМИ
  • центральные СМИ
  • Национальный корпус русского языка
  • катойконимы
  • локальные тексты культуры
  • regional identity
  • regional mass media
  • leading mass media
  • Russian National Corpus
  • katoikonyms
  • texts on local culture

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)