• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

ПОЭТИКА КНИГИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОРТРЕТОВ ПОЛЯ ВЕРЛЕНА «ПРОКЛЯТЫЕ ПОЭТЫ»

Аннотация

В статье описаны основные параметры поэтики книги литературных портретов французского поэта-символиста Поля Верлена (1844-1896) «Проклятые поэты» (1888 г). Введено понятие «импрессионистический литературный портрет». Показаны существенные трансформации поэтики жанра в «Проклятых поэтах», такие как редукция биографического элемента, изменение трехчастной структуры литературного портрета, установление автором ассоциативных связей между цитируемыми им произведениями. Выявлено и обосновано значение увеличения эссеистической составляющей портрета, обозначена причина сознательной незавершенности литературных портретов автором.

Источники

  1. Барахов В. С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. 312 с.
  2. Брюсов В. Из стихов Поля Верлена II // Русская мысль. 1911. № 2. С. 22-35.
  3. Бурдьё П. Поле литературы [Электронный ресурс] / пер. с фр. с сокращениями М. Гронас. URL: http://gtmarket. ru/laboratory/expertize/3042 (дата обращения: 15.04.2018).
  4. Верлен П. Исповедь: автобиографическая проза, художественная проза / пер. с фр. М. Квятковской, О. Кустовой, С. Рубановича, М. Яснова. СПб.: Азбука-классика, 2009. 480 с.
  5. Крылов В. Н. Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: автореф. дисс. … д. филол. н. Казань, 2007. 26 с.
  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
  7. Маркова О. В. Литературный портрет в системе биографических жанров: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. 116 с.
  8. Попова А. В. Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа: дисс. … к. филол. н. М., 2006. 201 с.
  9. Ревалд Дж. История импрессионизма. М.: Искусство, 1959. 503 с.
  10. Сент-Бёв Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Худож. лит., 1970. 503 с.
  11. Трыков В. П. Французский литературный портрет ХIХ века: дисс. … д. филол. н. М., 1999. 360 с.
  12. Уртминцева М. Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины ХIХ века: генезис, поэтика, типология: дисс. … д. филол. н. Н. Новгород, 2005. 322 с.
  13. Bendhif-Syllas M. Une histoire de l’écrivain maudit // Acta fabula. 2005. Vol. 6. № 2. Р. 316-323.
  14. Brissette Р. La Malédiction littéraire. Du poète crotté au génie malheureux. Montréal: Presses de l'Université de Montréal, coll. “Socius”, 2005. 445 р.
  15. Correspondance générale de Verlaine: 2 vol. / établie et annotée par M. Pakenman. P.: Librairie Arthéme Frayard, 2005. Vol. 1. 1857-1885. 964 р.
  16. Décaudin M. Hommes d’aujourd’hui et Poètes maudits // Verlaine, 1896-1996: actes du colloque international (des 6-8 juin 1996). P.: Librairie Arthéme Frayard, 1998. Р. 268-277.
  17. Malarme S. Correspondence. P.: Société française d’imprimerie et de librairie, 1959. 876 р.
  18. Mathieu R. Les Poètes maudits. P.: Librairie Arthéme Frayard, 2013. 216 р.
  19. Michaud G. Message poètique du symbolism: L’aventure poètique. P.: Universitaire J. Gramber, 1951. 260 р.
  20. Verlaine P. Les poétes maudits (Nouvelle édition. Ornée de six portraits par Luque). P.: Léon Vanier éditeur, 1888. 120 р.
  21. Verlaine P. Oeuvres completes: 8 vol. P.: Société française d’imprimerie et de librairie; Librairie Arthéme Frayard, 1911. Vol. V. 1604 р.

Информация об авторах

Фенко Светлана Александровна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июня 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • литературный портрет
  • жанр
  • Верлен
  • импрессионизм
  • импрессионистическая критика
  • «проклятый поэт»
  • literary portrait
  • genre
  • Verlaine
  • impressionism
  • impressionistic criticism
  • “accursed poet”

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)