• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ-АНТРОПОНИМОМ (А КТО ЗНАЕТ? ПУШКИН?)

Аннотация

В статье представлена авторская концепция лексикографической разработки фразеологизмов с прецедентными антропонимами в учебном словаре. На примере фразеологизма с компонентом «Пушкин» показаны возможности репрезентации спорных этимологических версий с опорой на принципы научности и доступности. Обосновывается целесообразность двухчастности этимологического гипертекста. Рассматриваются текстоорганизующие и собственно этимологизирующие приемы словарного описания пушкин-вопросов. Приводятся фрагменты словарной статьи, разработанной с использованием инновационных квест-технологий применительно к лексикографическому тексту. Подчеркивается практическая значимость словаря как лингвокультурологически ценного средства обучения школьников русскому языку.

Источники

  1. Айрапетян В. Толкуя слово: опыт герменевтики по-русски. М.: Языки славянской культуры, 2001. 484 с.
  2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
  3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / под ред. В. М. Мокиенко. М.: Астрель; АСТ; Люкс, 2005. 926 с.
  4. Васильева Н. В. О трансформации онимов в дискурсе: онимические фантомы // Экология языка и речи: материалы V Международной конференции / отв. ред. А. С. Щербак. Тамбов: Принт-Сервис, 2016. С. 243-245.
  5. Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста: интегративный подход: дисс. … д. филол. н. М., 2005. 236 с.
  6. Елистратов В. С. Словарь русского арго. М.: Русские словари, 2000. 694 с.
  7. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический анализ идиом, загадок, пословиц и поговорок: антропонимический код культуры. М.: ЛЕНАНД, 2019. 400 с.
  8. Ковшова М. Л. Словарь собственных имен в русских загадках, пословицах, поговорках и идиомах. М.: ЛЕНАНД, 2019. 352 с.
  9. Мокиенко В. М. Славянская фразеология. М.: Высш. шк., 1980. 207 с.
  10. Пушкин - чудо России // Наше наследие. 2012. № 101. С. 58-60.
  11. Рабинович Е. Г. Пушкин как элемент экспрессивной лексики [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/ catalog/pdf2txt/496/38496/16294 (дата обращения: 28.10.2019).
  12. Рогалёва Е. И. Игровое ономастическое пространство лексикографического проекта для детей «Весёлые фразеологические истории» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2016. Т. 7. № 1. С. 167-171.
  13. Рогалёва Е. И. Современная учебная фразеография: теория и практика. Псков: ЛОГОС Плюс, 2014. 344 с.

Информация об авторах

Рогалёва Елена Ивановна

Псковский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 октября 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • учебная фразеография
  • пушкин-вопросы
  • пушкин-утверждения
  • словарь-квест
  • онимический фантом
  • этимологическая парафраза
  • механизм фраземообразования
  • фразеографические приемы
  • словарная статья
  • educational phraseography
  • Pushkin-questions
  • Pushkin-statements
  • dictionary-quest
  • onymic phantom
  • etymological periphrasis
  • phraseme-formative mechanism
  • phraseographic techniques
  • dictionary entry

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)