• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ВИННЫЕ МЕТАФОРЫ В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей винных метафор в рекламном туристическом нарративе. В ходе анализа материала установлено, что в качестве главного источника метафорической репрезентации вина выступают такие его основные особенности, как вкус, цвет и аромат, которые выражаются в метафорическом синестетическом переносе. Выявлено, что эффективным способом метафоризации вина служит антропоморфная метафоризация, репрезентирующая денотативную сферу «Человек». Показано, что вино представляет собой ментальное образование, являющееся ярким источником общекультурной и локально-культурной информации. Автор приходит к выводу, что винные метафоры в рекламном туристическом нарративе образуют красочные, многоаспектные образы, суггестивно насыщают текст, обладают мощным прагматическим потенциалом.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
  2. Баранов А. Н. Когнитивная теория метафоры почти двадцать пять лет спустя // Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 7-21.
  3. Баребина Н. С. Аргументация как языковая деятельность (биокогнитивный подход) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/argumentatsiya-kak-yazykovaya-deyatelnost-biokognitivnyy-podhod (дата обращения: 25.08.2019).
  4. Баребина Н. С. Лингвистический дизайн научной картины теории аргументации // Проблемы концептуальной систематики речи и речевой деятельности: материалы Х Всероссийской научной конференции (г. Иркутск, 21-22 июня 2018 г.). Иркутск: Байкальский государственный университет, 2018. С. 11-17.
  5. Бойченко А. Г. Репрезентация концепта «Питие» в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Абакан, 2009. 21 с.
  6. Голованова И. С. Художественный концепт «Вино» в русской поэзии XVIII века: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2007. 17 с.
  7. Костюшкина Г. М. Концептуальная систематика в исследованиях речи и речевой деятельности [Электронный ресурс] // Проблемы концептуальной систематики речи и речевой деятельности: материалы X Всероссийской научной конференции. Иркутск, 2018. С. 5-10. URL: http://sgal.bgu.ru/getfiles.ashx?p=Prep\\00023000\\00023635/%D0%9F%D0% BE%D0%BB%D0% BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82\\005-010.pdf (дата обращения: 02.09.2019).
  8. Костюшкина Г. М., Ван Чжо. Роль языковой игры в реализации экспрессивно-оценочной стратегии в рекламном слогане [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-yazykovoy-igry-v-realizatsii-ekspressivno-otsenochnoy-strategii-v-reklamnom-slogane (дата обращения: 22.09.2019).
  9. Костюшкина Г. М., Колмогорова А. В. Когнитивный механизм речевой коммуникации // Концептуальная систематика речевой коммуникации: коллективная монография. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2014. С. 9-54.
  10. Логинова П. Г. Языковая манифестация лингвокультурного концепта «Вино»: фразеологический аспект (на материале французского, итальянского, испанского, английского и русского языков) [Электронный ресурс]: дисс. … к. филол. н. М., 2017. 375 с. URL: http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=11&mod=dis&dis_id=1786 (дата обращения: 21.08.2019).
  11. Миронова М. Н. Терминополе «Виноградарство и виноделие»: лексико-семантический и словообразовательный аспекты: на материале английского и русского языков: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2009. 23 с.
  12. Романова К. М. Средиземноморские субрегиональные реалии лингвокультурной сферы «Виноделие»: на материале итальянского, испанского и французского языков: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2008. 22 с.
  13. Старостина Ю. А. Метафора как средство языковой реализации концепта «запах» (на материале романа Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»): автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2010. 22 с.
  14. Телия В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988. С. 26-52.
  15. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в лингвистике: сборник. М.: Прогресс, 1970. Вып. 5. С. 250-299.
  16. Чалей О. В. Концептуализация вкусовых ощущений в естественном языке [Электронный ресурс]: дисс. … к. филол. н. М., 2017. 201 с. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2017/10/1486968272-54698.pdf (дата обращения: 25.09.2019).
  17. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в политической коммуникации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 248 с.
  18. http://begin-journey.ru/udivitelnyj-kraj-italii-toskana.html (дата обращения: 10.09.2019).
  19. http://serres.ru/dostoprimechatel-nosti/napitki-grecheskih-bogov-vina-zateryannoi-atlantidy.html (дата обращения: 01.12.2019).
  20. http://trinconsalt.ru/projects/italiya/veneto/ (дата обращения: 11.10.2019).
  21. http://tris.travel/italy/sicilia/index.phtml?link=22 (дата обращения: 29.10.2019).
  22. http://winetours4u.com/ru/beaujolais_ru.html (дата обращения: 27.08.2019).
  23. http://winetours4u.com/ru/pinotnoir_ru.html (дата обращения: 18.09.2019).
  24. http://www.rusib.ru/articles/for-gourmets/for-gourmets_328.html (дата обращения: 26.09.2019).
  25. https://ksenialyon.tourister.ru/excursions/10665 (дата обращения: 12.09.2019).
  26. https://marbellainstyle.com/ru/uslugi/tury/marbelya-vinniy-tur/ (дата обращения: 22.08.2019).
  27. https://matreshka.agency/blagorodnye-vina-yesterkhazi/ (дата обращения: 07.09.2019).
  28. https://winetouritalia.com/sorta-vinograda/primitivo-di-manduriya/ (дата обращения: 03.09.2019).
  29. https://www.bulgaria-hotels.com/ru/винный-тур.html (дата обращения: 23.10.2019).
  30. https://www.edimdoma.ru/jivem_doma/posts/19028-vinnye-stranstviya-po-ispanii (дата обращения: 28.09.2019).
  31. https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=2d6e2f70-ac72-46e4-8b7e-337ddd495624&mode=2 (дата обращения: 11.10.2019).
  32. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor Text // Metaphor and Thought / ed. by A. Ortony. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1993. P. 202-251.
  33. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 242 p.
  34. Langacker R. W. Conceptualization, Symbolization and Grammar // New Psychology of Language. Cognitive and Functional Approaches to Language Structure: Articles / ed. by M. Tomasello. Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. P. 1-39.
  35. MacCormak Earl R. Cognitive Theory of Metaphor. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1985. 245 p.
  36. Reddy M. J. The Conduit Metaphor: A Case of Frame Conflict in Our Language about Language // Metaphor and Thought / ed. by A. Ortony. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1993. P. 164-201.
  37. Roos E. Idiom und Idiomatik: Ein sprachliches Phänomen im Lichte der kognitiven Linguistik und Gestalttheorie. Aachen: Shaker, 2001. 357 S.
  38. Ullmann S. The Principles of Semantics. Glasgow - Oxford: Jackson, Son & Co.; Basil Blackwell, 1957. 346 p.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

Байкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • метафора
  • рекламный туристический нарратив
  • винные метафоры
  • синестетический перенос
  • синестетические метафоры
  • олицетворение
  • антропоморфные метафоры
  • metaphor
  • advertising tourist narrative
  • wine metaphors
  • synesthetic transfer
  • synesthetic metaphors
  • personification
  • anthropomorphous metaphors

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)