• Научная статья
  • 31 марта 2020
  • Открытый доступ

Антонимия как средство создания контраста в рассказах А. И. Куприна

Аннотация

В статье рассмотрена роль антонимии в создании контраста в рассказах А. И. Куприна. Описаны типы антонимов, используемые писателем, и их функции, примеры межчастеречной антонимии. Изучены стилистические приемы, основанные на антонимии. В результате анализа выявлено, что характерной особенностью идиостиля автора является контрастное изображение мира художественной действительности, рассказы насыщены противопоставлениями, в основе которых лежит языковая и контекстуальная антонимия. Писатель обращается и к вербально выраженной антонимии, и к «ущербным» антонимическим парам, преобладает сложная антитеза.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: в 4-х ч. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2001. Ч. 1. 129 с.
  3. Васильева А. Н. Художественная речь. М.: Русский язык, 1983. 256 с.
  4. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1971. 168 с.
  5. Викторина Т. В. Повтор в очерках А. И. Куприна «Листригоны» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы XXVI Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 36-40.
  6. Викторина Т. В. Языковое своеобразие рассказа А. И. Куприна «Телеграфист» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 122-123.
  7. Викторина Т. В. Языковые средства создания образа Балаклавы в очерках А. И. Куприна «Листригоны» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 4. С. 374-378.
  8. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
  9. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
  10. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 253 с.
  11. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 448 с.
  12. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002. 448 с.
  13. Горшков А. И. Русская стилистика. М.: Астрель; АСТ, 2001. 367 с.
  14. Куприн А. И. Сочинения: в 2-х т. М.: Худож. лит., 1981. Т. 2. Романы. Рассказы. 1981. 398 с.
  15. Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось-89, 1999. 192 с.
  16. Мартьянова Н. А. Полевое описание элокутивных колоративов (на материале произведений А. И. Куприна): автореф. дисс. … к. филол. н. Барнаул, 2007. 21 с.
  17. Новиков Л. А. Контраст // Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая энциклопедия, 2003. С. 200-201.
  18. Новиков Л. А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание // Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 5-30.
  19. Новиков Л. А. Семантика русского языка. М.: Высш. шк., 1982. 272 с.
  20. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.: Рус. яз., 1988. 301 с.
  21. Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
  22. Семенихина Е. В. Семантические особенности сравнений в художественных произведениях А. И. Куприна [Электронный ресурс]. URL: http://afz1984afz.ucoz.net/publ/sravnenija_v_tvorchest-ve_a_i_kuprina/1-1-0-1 (дата обращения: 06.11.2018).
  23. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высш. шк., 2001. 415 с.
  24. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1990. 414 с.

Информация об авторах

Викторина Татьяна Валентиновна

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 января 2020.
  • Опубликована: 31 марта 2020.

Ключевые слова

  • антонимия
  • антонимы
  • контраст
  • антитеза
  • идиостиль
  • antonymy
  • antonyms
  • contrast
  • antithesis
  • individual style

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)