• Научная статья
  • 31 марта 2020
  • Открытый доступ

Креолизованный текст в современных СМИ как формирование оценки события и эмоции у читателей

Аннотация

Современные средства массовой информации представляют собой некий синтез вербальной и невербальной знаковых систем. Учёные в области языкознания этот синтез называют «поликодовым» или «креолизованным текстом», а также отмечают стремление СМИ к максимальному использованию иконических знаков. Это обусловлено привлечением внимания, упрощением процесса восприятия информации, а также формированием определенных эмоций у читателей. В представленной работе авторы попытались установить, как сотрудники печатных изданий стараются формировать оценку событий, описанных в материалах, у читателей. В результате исследования определено, что для этого они используют не только вербальные приёмы, но и невербальные (фотографии, карикатуры, коллажи). Текст и картинка дополняют друг друга, создавая мощный суггестивный эффект.

Источники

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с.
  2. Аргументы и факты. 2018. 3-9 октября.
  3. Аргументы и факты. 2019. 13-19 ноября.
  4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
  5. Громова Н. С. Креолизация текстов печатных СМИ как способ манипуляции адресатом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 1. С. 59-63.
  6. Дубовицкая Л. В. Феномен креолизованного текста (на материале креолизованных текстов письменной коммуникации): дисс. … к. филол. н. М., 2013. 161 с.
  7. Комсомольская правда. 2018. 4-11 октября.
  8. Корда О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2013. 20 с.
  9. Максименко О. И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2012. № 2. С. 93-101.
  10. Махнин П. Н. Психолингвистические аспекты воздействия рекламных текстов: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2005. 20 с.
  11. Скороходова Е. Ю. Использование некодифицированной лексики в текстах СМИ // Филологические науки. 2006. № 3. С. 100-108.
  12. Скороходова Е. Ю. Теория нормы и её реализация в текстах современных средств массовой информации. М.: Прометей, 2006. 212 с.
  13. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180-186.

Информация об авторах

Скороходова Елена Юрьевна

Российский государственный социальный университет

Бородянская Екатерина Андреевна

Российский государственный социальный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 декабря 2019.
  • Опубликована: 31 марта 2020.

Ключевые слова

  • креолизованный текст
  • поликодовый текст
  • иконические знаки
  • вербальная и невербальная знаковые системы
  • массовая газета
  • формирование оценки события
  • язык СМИ
  • creolized text
  • polycode text
  • iconic signs
  • verbal and non-verbal sign systems
  • tabloid
  • evaluative attitude formation
  • mass media language

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)