• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Тезаурус как средство обучения студентов экономического вуза лексической стороне изучаемого языка в пространстве смежных лингводидактических категорий

Аннотация

Статья посвящена анализу смежных с тезаурусом лингводидактических феноменов, выступающих в качестве средств обучения лексике иностранного языка студентов экономического вуза. Автором выявлены признаки корреляции, приводящие к отождествлению исследуемых явлений, и дифференциации, отличающие словарь-тезаурус от других лингводидактических категорий. Были составлены методические рекомендации, позволяющие использовать потенциал рассматриваемых средств. Исследование позволило сделать вывод о преимуществе тезауруса над другими изучаемыми явлениями, проявляющемся в возможности словаря-тезауруса не только отображать лексемы в систематизированном виде, но и формировать семантические связи, концепты в когнитивном пространстве обучающихся в короткие сроки, что повышает эффективность обучения лексике на занятиях по иностранному языку.

Источники

  1. Андон Ф. И., Резниченко В. А. Управляемые словари, таксономии, тезаурусы и онтологии в семантическом вебе // Інженерія програмного забезпечення. 2013. № 13. С. 40-48.
  2. Антонов А. Ю., Веряев А. А. Использование пакета CmapTools и концепт-карт в процессе обучения английскому языку // Преподаватель ХХI век. 2017. № 1-1. С. 9-19.
  3. Антонов А. Ю., Веряев А. А., Костюкова Т. А., Доманский В. А. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами // Язык и культура. 2017. № 40. С. 122-134.
  4. Антонян М. А. Устранение пробелов в знаниях как условие повышения качества иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза // Педагогика. 2019. № 9. С. 87-95.
  5. Бурнаева К. А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания // Lingua mobilis. 2011. № 6 (32). С. 51-58.
  6. Кузина М. А. Слово и словарь: экзотизмы в англоязычных словарях и текстах // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2017. № 3 (27). С. 52-59.
  7. Мыскин С. В. Лексическая структура профессионального языка (Часть I) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (48). Ч. 1. С. 103-111.
  8. Онякова А. Л. Психолингвистический эксперимент в лингводидактике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2017. № 1 (25). С. 106-112.
  9. Серова Т. С., Шишкина Л. П. Иноязычный экологический лексикон тезаурусного типа как средство формирования категориально-понятийного аппарата будущих специалистов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 117-132.
  10. Сухорукова Д. В. Оценка качества высшего образования: традиционные подходы и международные рейтинговые системы // Высшее образование сегодня. 2018. № 9. С. 49-53.
  11. Тарева Е. Г. Лингводидактика в эпоху глобальных научных трансформаций // Три «л» в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика: межкафедральный сб. науч. ст. / под общ. ред. К. М. Баранова, О. Г. Чупрына; сост. и отв. ред. О. Я. Федоренко. М.: МГПУ, 2018. С. 134-138.
  12. Чайникова Г. С. Учебный электронный словарь тезаурусного типа как средство формирования информационной основы речевой деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9 (27). Ч. 1. С. 183-188.
  13. ABBYY Lingvo Live [Электронный ресурс]. URL: https://www.lingvolive.com/ru-ru (дата обращения: 13.02.2020).
  14. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.ldoceonline.com/ (дата обращения: 13.02.2020).
  15. Reverso Context [Электронный ресурс]. URL: https://context.reverso.net/ (дата обращения: 13.02.2020).
  16. What are the differences between sole trader, partnership, Ltd and PLC in terms of taxation in the UK? [Электронный ресурс]. URL: https://www.companybug.com/differences-between-sole-trader-partnership-ltd-and-plc/ (дата обращения: 26.03.2020).

Информация об авторах

Зуева Екатерина Анатольевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 января 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • средство обучения лексике
  • интериоризация знаний
  • формирование иноязычных лексических навыков
  • словарь-тезаурус
  • лексические единицы
  • семантические связи
  • систематизация информации в сознании обучающихся
  • means of teaching vocabulary
  • knowledge interiorization
  • formation of foreign-language lexical skills
  • thesaurus
  • lexical units
  • semantic relations
  • systematization of information in learners’ consciousness

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)