• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Речевая агрессия как языковое явление, препятствующее процессу обучения

Аннотация

В статье рассматриваются особенности речевой агрессии в условиях ежедневной коммуникации педагога и учащихся. Впервые в качестве иллюстративного материала используются высказывания учителя в рамках проводимых уроков. Цель исследования - проанализировать, как агрессивное речевое поведение учителя влияет на усвоение материала школьниками. В результате исследования уточняются средства выражения активной прямой/непрямой и пассивной прямой/непрямой агрессии. Полученные результаты показали, что данное явление негативно сказывается на процессе получения учениками знаний и вносит деструктивный элемент в процесс обучения.

Источники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л. А. Чешко. Изд-е 2-е. М.: Сов. энцикл., 1969. 816 с.
  2. Амиров В. М., Енина Л. В., Купина Н. А., Лазарева Э. А., Майданова Л. М., Соболева Е. Г., Федотовских Т. Г., Чепкина Э. В. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997. 118 с.
  3. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
  4. Дроздова Д. Р. Феномен речевой агрессии как особый вид языкового манипулирования в академическом дискурсе // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 12-15.
  5. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3-х т. М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2006. Т. 1. 1168 с.
  6. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.
  7. Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт: дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2004. 245 с.
  8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. 736 с.
  9. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 43-50.
  10. Седов К. Ф. Агрессия и манипуляция в повседневной коммуникации // Юрислингвистика-6: инвективное и манипулятивное функционирование языка: межвуз. сб. науч. ст. / М-во образования Рос. Федерации; Лаб. юрислингвистики и развития речи Алт. гос. ун-та; Ассоц. лингвистов-экспертов и преподавателей «Лексис»; отв. ред. Н. Д. Голев. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 89-105.
  11. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2007. 912 с.
  12. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Изд-е 7-е, стер. М.: Дрофа, 2004. 398 с.
  13. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.
  14. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Первое сентября: газета для учителя. 2003. № 68 (1235). URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200306821 (дата обращения: 20.01.2020).
  15. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды. М.: Форум, 2013. 400 с.

Информация об авторах

Барченкова Яна Владиславовна

Южный федеральный университет

Шейко Елена Владимировна

Южный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 февраля 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • коммуникативная лингвистика
  • речевая агрессия
  • речевой акт
  • агрессия педагога
  • академическое пространство
  • образовательное учреждение
  • педагогический дискурс
  • речевое взаимодействие
  • деструктивное взаимодействие
  • communicative linguistics
  • verbal aggressiveness
  • speech act
  • teacher’s aggressiveness
  • academic space
  • educational institution
  • pedagogical discourse
  • verbal interaction
  • destructive interaction

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)