Verbal Aggressiveness as Language Phenomenon Hindering Learning Process
Abstract
The article examines characteristics of verbal aggressiveness in the setting of daily ‘teacher - student’ communication. For the first time the illustrative material is presented by the utterances produced by teachers in the classroom. The purpose of the paper is to analyse the impact a teacher’s verbal aggressiveness has on the process of a student’s knowledge assimilation. The carried out research specifies the means of expressing active and passive aggressiveness, in both cases direct and indirect. The results showed that this phenomenon has a negative impact on the process of students’ knowledge acquisition and introduces a destructive element into educational process.
References
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / под ред. Л. А. Чешко. Изд-е 2-е. М.: Сов. энцикл., 1969. 816 с.
- Амиров В. М., Енина Л. В., Купина Н. А., Лазарева Э. А., Майданова Л. М., Соболева Е. Г., Федотовских Т. Г., Чепкина Э. В. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997. 118 с.
- Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
- Дроздова Д. Р. Феномен речевой агрессии как особый вид языкового манипулирования в академическом дискурсе // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 12-15.
- Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3-х т. М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2006. Т. 1. 1168 с.
- Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.
- Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт: дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2004. 245 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. 736 с.
- Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 43-50.
- Седов К. Ф. Агрессия и манипуляция в повседневной коммуникации // Юрислингвистика-6: инвективное и манипулятивное функционирование языка: межвуз. сб. науч. ст. / М-во образования Рос. Федерации; Лаб. юрислингвистики и развития речи Алт. гос. ун-та; Ассоц. лингвистов-экспертов и преподавателей «Лексис»; отв. ред. Н. Д. Голев. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 89-105.
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2007. 912 с.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Изд-е 7-е, стер. М.: Дрофа, 2004. 398 с.
- Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.
- Щербинина Ю. В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Первое сентября: газета для учителя. 2003. № 68 (1235). URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200306821 (дата обращения: 20.01.2020).
- Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды. М.: Форум, 2013. 400 с.
Author information
About this article
Publication history
- Received: February 18, 2020.
- Published: May 29, 2020.
Keywords
- коммуникативная лингвистика
- речевая агрессия
- речевой акт
- агрессия педагога
- академическое пространство
- образовательное учреждение
- педагогический дискурс
- речевое взаимодействие
- деструктивное взаимодействие
- communicative linguistics
- verbal aggressiveness
- speech act
- teacher’s aggressiveness
- academic space
- educational institution
- pedagogical discourse
- verbal interaction
- destructive interaction
Copyright
© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC