• Научная статья
  • 26 июня 2020
  • Открытый доступ

Маскарадный мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова и В. Шершеневича

Аннотация

В статье проводится сопоставительный анализ творчества В. Шершеневича и М. Ю. Лермонтова. Целью исследования стало рассмотрение маскарадного мотива и выявление роли, которую играет маска как неотъемлемый атрибут бала. Хотя сама тема маскарада не является новой в литературоведении, но попытка найти общее и различное при изображении этого мотива в лирике представленных поэтов, безусловно, нова, в чем и заключается научная новизна работы. Полученные результаты показали, что маскарад негативно оценивается поэтами, поскольку он предстает одной из форм, помогающих обществу скрыться от ответственности, спрятать за маской свое истинное лицо.

Источники

  1. Бандурина Н. С. Страдающий Арлекин как фольклорный образ в поэзии В. Шершеневича // XV юбилейные Царскосельские чтения «Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция»: материалы Международной конференции: в 4-х т. СПб.: ЛГУ им. A. C. Пушкина, 2011. Т. 1. С. 206-210.
  2. Волошин М. А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. 848 с.
  3. Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры [Электронный ресурс]. URL: http://el.z-pdf.ru/31kulturologiya/66272-1-algrinshteyn-karnaval-maskarad-dva-tipa-kulturi-govorya-literaturnom-processe-razvitii.php (дата обращения: 18.07.2019).
  4. Дроздков В. А. DUM SPIRO SPERO: о Вадиме Шершеневиче, и не только: статьи, разыскания, публикации. М.: Водолей, 2014. 800 с.
  5. Евреинов Н. Н. О новой маске (автобио-реконструктивной). Пг.: Третья стража, 1923. 45 с.
  6. Ермоленко С. И. Два образа мира - два типа миропереживания: М. Ю. Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен» // Филологический класс. 2014. № 3 (37). С. 25-29.
  7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/rus/efremova/178506.html (дата обращения: 09.05.2020).
  8. Исупов К. Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.): в 2-х кн. / под ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН, 2000. Кн. 1. С. 69-130.
  9. Кумбашева Ю. А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2001. 22 с.
  10. Лермонтов М. Ю. Избранное. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. 576 с.
  11. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 2. 388 с.
  12. Новикова М. В. Экфрасис в поэтической практике имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018. 231 с.
  13. Осьмухина О. Ю. Литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009. 288 с.
  14. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: в 4-х т. / под ред. Д. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 09.05.2020).
  15. Толшин А. В. Значения и свойства маски в карнавале и маскараде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 41. С. 62-69.
  16. Чагинская Е. А. От слова к образу: юродивый как инверсия соблазна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 (1). Ч. 2. C. 143-159.
  17. Шершеневич В. Г. Листы имажиниста. Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1996. 528 с.

Информация об авторах

Новикова Марина Владимировна

Воронежский государственный технический университет

Милованова Анна Игоревна

Воронежский государственный технический университет

Бугакова Надежда Борисовна

Воронежский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 апреля 2020.
  • Опубликована: 26 июня 2020.

Ключевые слова

  • поэзия
  • маскарадный мотив
  • маска
  • лирический герой
  • арлекинада
  • шутовство
  • Лермонтов
  • Шершеневич
  • poetry
  • masquerade motif
  • mask
  • lyrical hero
  • harlequinade
  • buffoonery
  • Lermontov
  • Shershenevich

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)