• Научная статья
  • 26 июня 2020
  • Открытый доступ

Методика создания инфографики в профессиональной подготовке магистранта гуманитарного вуза

Аннотация

В статье показано, как современная социокультурная ситуация диктует новые требования к образовательной парадигме: активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, различных форм дистанционного и электронного обучения, мобильность всех участников процесса обучения в обработке интенсивных информационных потоков. Наиболее востребованными и продуктивными на этом пути оказываются инновационные образовательные технологии, прежде всего связанные с визуальным мышлением. В центре внимания статьи - инфографика, позволяющая алгоритмировать информацию большого объема. Авторы исходят из собственного опыта работы с данной технологией, на основе которого выстраивается методика создания инфографик разного уровня сложности и отвечающих разным целям и задачам учебного процесса.

Источники

  1. Аношина К. В., Калитин С. В. К вопросу о применении новых средств невербальной передачи знаний // Проблемы высшего образования: материалы Международной науч.-метод. конференции (г. Хабаровск, 4-6 апреля 2012 г.) / под ред. Т. В. Гомза. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. С. 182-186.
  2. Аранова С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 9-16.
  3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2002. С. 196-238.
  4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; прим. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  5. Богословский В. И., Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, 2007. 272 с.
  6. Большакова А. Ю. Теория автора в современном литературоведении // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15-24.
  7. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 105-212.
  8. Воробьева Е. И., Стрелкова С. Ю. Принципы разработки совместной магистерской программы по гуманитарным направлениям подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-razrabotki-sovmestnoy-magisterskoy-programmy-po-gumanitarnym-napravleniyam-podgotovki (дата обращения: 11.06.2019).
  9. Живые страницы. «Война и мир»: читаем роман [Электронный ресурс]. URL: http://voinaimir.com/info/ (дата обращения: 26.11.2019).
  10. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  11. Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 369-387.
  12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 11.06.2019).
  13. Орлова В. Р., Кублицкая О. В. Роль инфографики и мемов в изучении истории зарубежной литературы в образовательной организации высшего образования: новые подходы к визуализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 299-306.
  14. Петрова К. В. Инфографика на уроках литературы [Электронный ресурс] // Никоновские чтения (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой): электронный сборник научных статей по материалам III Всероссийского (с международным участием) культурологического форума / под ред. А. В. Никитиной. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 277-281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36494819 (дата обращения: 25.11.2019).
  15. Рымарь Н., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. 264 с.
  16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  17. Симакова С. И. Развитие метакогнитивной креативности студентов-журналистов при изучении инфографики в медиаэстетическом аспекте // MEDIAОБРАЗОВАНИЕ: материалы Третьей международной научно-практической конференции / сост. А. А. Морозова. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2018. C. 145-149.
  18. Соловьева Т. В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Филология. История». 2010. № 57. С. 76-79.
  19. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 58 с.
  20. Успенский Б. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 «Филология» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/ 450401.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
  22. Храмова М. В., Барышева А. Д. Инфографика в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=9423 (дата обращения: 25.09.2019).
  23. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  24. Элиот Дж. Мировая литература в инфографике / пер. с англ. И. Кочневой. СПб.: Питер, 2017. 160 с.

Информация об авторах

Абрамовских Елена Валерьевна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Ильичева Мария Александровна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 января 2020.
  • Опубликована: 26 июня 2020.

Ключевые слова

  • подготовка магистров
  • высшее образование
  • программы высшего образования
  • магистратура
  • системность
  • интегративность
  • студентоцентрированность
  • филология
  • инфографика
  • информационные технологии
  • визуализация
  • Master’s Degree students training
  • higher education
  • higher education programs
  • Master’s Degree course
  • systematicity
  • integrative nature
  • student-centricity
  • philology
  • infographics
  • information technologies
  • visualization

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)