• Original research article
  • June 26, 2020
  • Open access

Infographic Techniques in Professional Training of Master’s Degree Students of the Humanities University

Abstract

The article shows how modern sociocultural situation determines new requirements for an educational paradigm: active use of information and communication technologies, different forms of distant and electronic learning and immediate involvement of educational process participants in processing powerful information streams. In this regard, innovative educational technologies associated with visual thinking proved to be highly relevant and efficient. The paper focuses on infographics, which allows algorithmization of big data processing. Relying on personal experience of using this technology, the authors develop methodology to create iconographic images of different complexity satisfying goals and tasks of educational process.

References

  1. Аношина К. В., Калитин С. В. К вопросу о применении новых средств невербальной передачи знаний // Проблемы высшего образования: материалы Международной науч.-метод. конференции (г. Хабаровск, 4-6 апреля 2012 г.) / под ред. Т. В. Гомза. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. С. 182-186.
  2. Аранова С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 9-16.
  3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2002. С. 196-238.
  4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; прим. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  5. Богословский В. И., Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, 2007. 272 с.
  6. Большакова А. Ю. Теория автора в современном литературоведении // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15-24.
  7. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 105-212.
  8. Воробьева Е. И., Стрелкова С. Ю. Принципы разработки совместной магистерской программы по гуманитарным направлениям подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-razrabotki-sovmestnoy-magisterskoy-programmy-po-gumanitarnym-napravleniyam-podgotovki (дата обращения: 11.06.2019).
  9. Живые страницы. «Война и мир»: читаем роман [Электронный ресурс]. URL: http://voinaimir.com/info/ (дата обращения: 26.11.2019).
  10. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  11. Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 369-387.
  12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 11.06.2019).
  13. Орлова В. Р., Кублицкая О. В. Роль инфографики и мемов в изучении истории зарубежной литературы в образовательной организации высшего образования: новые подходы к визуализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 299-306.
  14. Петрова К. В. Инфографика на уроках литературы [Электронный ресурс] // Никоновские чтения (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой): электронный сборник научных статей по материалам III Всероссийского (с международным участием) культурологического форума / под ред. А. В. Никитиной. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 277-281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36494819 (дата обращения: 25.11.2019).
  15. Рымарь Н., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. 264 с.
  16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  17. Симакова С. И. Развитие метакогнитивной креативности студентов-журналистов при изучении инфографики в медиаэстетическом аспекте // MEDIAОБРАЗОВАНИЕ: материалы Третьей международной научно-практической конференции / сост. А. А. Морозова. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2018. C. 145-149.
  18. Соловьева Т. В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Филология. История». 2010. № 57. С. 76-79.
  19. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 58 с.
  20. Успенский Б. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 «Филология» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/ 450401.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
  22. Храмова М. В., Барышева А. Д. Инфографика в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=9423 (дата обращения: 25.09.2019).
  23. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  24. Элиот Дж. Мировая литература в инфографике / пер. с англ. И. Кочневой. СПб.: Питер, 2017. 160 с.

Author information

Elena Valer'evna Abramovskikh

Samara State University of Social Sciences and Education

Mariya Aleksandrovna Il'icheva

Samara State University of Social Sciences and Education

About this article

Publication history

  • Received: January 24, 2020.
  • Published: June 26, 2020.

Keywords

  • подготовка магистров
  • высшее образование
  • программы высшего образования
  • магистратура
  • системность
  • интегративность
  • студентоцентрированность
  • филология
  • инфографика
  • информационные технологии
  • визуализация
  • Master’s Degree students training
  • higher education
  • higher education programs
  • Master’s Degree course
  • systematicity
  • integrative nature
  • student-centricity
  • philology
  • infographics
  • information technologies
  • visualization

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)