• Научная статья
  • 26 июня 2020
  • Открытый доступ

Русский язык на начальном этапе обучения иностранных граждан в электронном образовательном пространстве: теория и практика создания массового онлайн-курса

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования дистанционного обучения иностранным языкам. В работе рассматриваются особенности создания Массового открытого онлайн-курса (МООК) «Я говорю по-русски» для освоения русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Освещается опыт создания ресурса, позволяющего в короткий срок освоить русский язык до уровня А1, получить первичные навыки коммуникации, чтения, аудирования и создания письменного текста. Приводятся конкретные примеры использования ресурсов массовых открытых онлайн-курсов на начальном этапе обучения русскому языку иностранных граждан. Формулируются основные проблемы, возникающие при создании и использовании МООК, и предлагаются варианты их решения.

Источники

  1. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 352 с.
  2. Азимов Э. Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования. Языки и специальность». 2014. № 4. С. 124-144.
  3. Азимов Э. Г. Организация дистанционного обучения на основе ресурсов Интернета: учеб. пособие для филологов-русистов. М.: Гос. институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2005. 140 с.
  4. Борщева В. В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 1. С. 86-95. DOI: 10.15593/2224-9389/2017.1.9
  5. Виноградова Е. Н., Клобукова Л. П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2018. Т. 15. № 2. С. 195-209.
  6. Владимирова Т. Е. и др. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Изд-е 2-е, испр. и доп. М. - СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.
  7. Власова Е. А., Еремина О. С., Культепина О. А. Об опыте создания массового онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов элементарного уровня // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 93-98.
  8. Гончар И. А., Попова Т. И. Структура электронного образовательного ресурса по РКИ: возможности моделирования коммуникации // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2018. С. 45-49.
  9. Кулибина Н. В. Интерактивный онлайн-урок чтения как поликодовый текст (на материале интерактивного авторского курса «Уроки чтения - праздник, который всегда с тобой») // Русский язык за рубежом. 2018. № 1. С. 21-25.
  10. Латыпова В. А. Методики проверки работ со сложным результатом в условиях смешанного и дистанционного автоматизированного обучения [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/170TVN315.pdf (дата обращения: 08.05.2020).

Информация об авторах

Понкратова Екатерина Михайловна

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Тараканова Дарья Александровна

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 декабря 2019.
  • Опубликована: 26 июня 2020.

Ключевые слова

  • дистанционное обучение
  • МООК
  • онлайн-образование
  • русский язык как иностранный
  • интерактивные технологии
  • distant learning
  • MOOC
  • online education
  • Russian as a foreign language
  • interactive technologies

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)