• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Функциональная специфика скульптурного экфрасиса в романе Р. Д. Харриса «Очищение»

Аннотация

Статья посвящена анализу функциональной специфики природы скульптурного экфрасиса в романе Р. Д. Харриса «Очищение», объектом для которого послужила статуя Венеры Милосской. О научной новизне работы свидетельствует факт отсутствия как в западном, так и в отечественном литературоведении исследований, связанных с изучением в творчестве Р. Д. Харриса функциональной природы экфрасиса. В связи с этим целью работы является получение выявленных в процессе анализа назначений стилистических приемов, задействованных автором в выбранном экфрастическом описании. Полученные результаты показали, что статуарный образ Венеры Милосской, дополняя исторический портрет Аурелии Котты, раскрывает поведенческие особенности женского образа в контексте поэтики постмодернистской прозы.

Источники

  1. Агафонова Е. Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 3. С. 13-19.
  2. Бочкарева Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков» // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 6. С. 81-92.
  3. Бочкарева Н. С. Экфрастическая экспозиция в романе Дж. Барнса «Метроленд» // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 3 (19). С. 161-170.
  4. Бочкарева Н. С., Графова О. И. Экфрастическая экспозиция в романе А. С. Байетт «Натюрморт» // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 4 (28). С. 186-199.
  5. Джумайло О. А. Двойничество персонажей как ресурс постмодернистской исповедальности: роман Мартина Эмиса «Информация» // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 6 (12). С. 163-171.
  6. Дячук Т. В. Статуарный образ Венеры в русской литературе 1880-1890 гг. (Д. С. Мережковский и Г. И. Успенский) // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 1. С. 80-88.
  7. Коновалова О. А. Ироническая стратегия постмодерна в отношении дискурса // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 152-155.
  8. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева; Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 572 с.
  9. Пономаренко Е. О. Экфрастическая экспозиция в пьесе О. Уайльда «Идеальный муж» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.): в 2-х ч. Екатеринбург: УрФу, 2013. Ч. 2. С. 170-177.
  10. Постнова Е. А. Экфрасис в творчестве В. А. Каверина 1960-1970-х гг.: дисс. … к. филол. н. Пермь, 2012. 169 с.
  11. Харрис Р. Очищение. М.: Эксмо, 2014. 448 с.
  12. Харрис Р. Помпеи. М.: Эксмо, 2014. 384 с.

Информация об авторах

Щемелева Елена Борисовна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июня 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • скульптурный экфрасис
  • экфрастическая экспозиция
  • композиционная функция
  • характерологическая функция
  • мотив двойничества
  • Аурелия Котта
  • Венера Милосская
  • Р. Д. Харрис
  • sculptural ekphrasis
  • ekphrastic exposition
  • compositional function
  • characterological function
  • duality motif
  • Aurelia Cotta
  • Venus de Milo
  • R. D. Harris

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)