• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Учёт англоязычных способов выражения лексического значения дериватов глагола 'думать' в преподавании русского языка как иностранного

Аннотация

Цель исследования - проанализировать способы выражения семантики дериватов глагола «думать» в английском языке, определить возможности использования полученных результатов в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В статье производится классификация русских глаголов по степени сложности их усвоения в англоязычной аудитории, обосновывается целесообразность применения отдельных способов представления лексем на занятиях. Научная новизна заключается в выявлении основных трудностей, возникающих у англоязычных студентов при изучении глаголов группы «думать», и разработке способов семантизации данной группы глаголов на занятиях в англоязычной аудитории. Полученные результаты показали основные различия языковой картины мира носителей русского и английского языков, в то время как апробация этих результатов доказала эффективность их применения на занятиях по развитию лексических навыков и умений русского языка.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496 с.
  2. Аркадьева Э. В., Горбаневская Г. В., Кирсанова Н. Д., Марчук И. Б. Лексика в практическом курсе русского языка // Живая методика для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2005. С. 180-245.
  3. Галимова Н. Р., Кудинова Г. Ф. Ментальный глагол «думать» в русском и английском языках // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XVII Международной научно-практической конференции (18-20 апреля 2018 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 27-30.
  4. Гуднов Р. Н. Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «думать» в современном русском языке // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 2. С. 35-46.
  5. Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 312 с.
  6. Морослин П. В. Семантическая структура глаголов мышления и их функция в тексте: на материале русского и английского языков: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 210 с.
  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
  8. Путятина Е. И. Синонимическая группа глаголов, объединенных значением «думать» в английском и русском языках: дисс. … к. филол. н. Л., 1972. 172 с.
  9. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 176 с.
  10. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. 170 с.
  11. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 334 с.
  12. Longman Dictionary of Contemporary English. The Living Dictionary. Fourth edition. Harlow: Longman, 2005. 1949 p.

Информация об авторах

Зубова Ольга Владимировна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 апреля 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • дериваты глагола 'думать'
  • русский и английский языки
  • англоязычная аудитория
  • лексические трудности
  • преподавание русского языка как иностранного
  • derivatives of the verb “to think”
  • Russian and English languages
  • English-speaking audience
  • lexical difficulties
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)