• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Особенности субъектной организации путевой прозы: опыт анализа сентиментальных путешествий конца XVIII - начала XIX века

Аннотация

Цель статьи - изучение системы повествовательных инстанций и соответствующих им элементов субъектной структуры сентиментальных путешествий конца XVIII - начала XIX века (сочинений писателей-карамзинистов В. В. Измайлова, П. И. Сумарокова, П. И. Шаликова). Научная новизна заключается в применении методологии нарратологического анализа к ранее не исследованным с данной позиции образцам прозы сентиментализма. К основным результатам исследования можно отнести уточнение специфики субъектной структуры сентиментальных путешествий с использованием концепции повествовательных инстанций и определение взаимосвязи накопления практик их вербальной самопрезентации и развития путевой прозы.

Источники

  1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII - первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. № 2. С. 34-46.
  2. Бобкова Ю. З. Фактор субъектной адресованности в биографических текстах // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 2. Филологические науки. С. 50-55.
  3. Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания. М.: Логос, 1995. 197 с.
  4. Измайлов В. В. Путешествие в Полуденную Россию. В письмах, изданных Владимиром Измайловым. М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800-1802. 428 с.
  5. Кафанова О. Б. Сумароков Павел Иванович // Словарь русских писателей XVIII века: в 3-х вып. / отв. ред. А. М. Панченко. СПб.: Наука, 1999. Вып. 3. С. 199-201.
  6. Кафидова Н. А. Читатель как проблема поэтики // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2010. № 11 (54). С. 97-110.
  7. Киселев В. С., Васильева Т. А. «Под отечественным небом странствую с мирною душою»: образ Украины в русских травелогах начала XIX в. (В. В. Измайлов, П. И. Шаликов, А. И. Левшин) // Имагология и компаративистика. 2015. № 2 (4). С. 20-42.
  8. Ковалев О. А. Фокусировка как возможный термин нарратологии (на материале романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. C. 44-50.
  9. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система: учеб. пособие. Ижевск: Удм. гос. ун-т им. 50-летия СССР, 1978. 89 с.
  10. Кублицкая О. В., Мальцева Т. В. Травелогема: к определению объема понятия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 162-168.
  11. Ладыгин Ю. А. Проблема речевого воздействия автора художественного текста на читателя // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2s (18). С. 134-140.
  12. Левина В. Н. Художественный текст как авторское отражение картины мира // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 4 (40). С. 113-117.
  13. Лотман Ю. M., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1987. С. 525-606.
  14. Мартьянова С. А. Персонаж в художественной литературе: учеб. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 84 с.
  15. Морозова М. В. Специфика проблемы субъекта в рецептивной эстетике и литературной антропологии В. Изера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2018. Т. 22. № 1. С. 107-115.
  16. Орлова Е. И. Образ автора в литературном произведении: учеб. пособие. М.: УПЛ ф-та журн. МГУ, 2008. 44 с.
  17. Соловьев А. Ю. История текста «Путешествия в Полуденную Россию» В. В. Измайлова // XVIII век: сб. ст. и материалов. 2013. Сб. 27. Пути развития русской литературы XVIII века. С. 343-362.
  18. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. С историческим и топографическим описанием всех тех мест // Ландшафт моих воображений. Страницы прозы русского сентиментализма / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. И. Коровин. М.: Современник, 1990. С. 290-392.
  19. Трапезникова О. А. Еще раз об образе автора и его смысловых коррелятах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 2 (2). C. 122-125.
  20. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 225 с.
  21. Фарафонова О. А. Ориентальный травелог Павла Сумарокова («Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду») // Научный диалог. 2017. № 7. С. 70-82.
  22. Федосеева Т. В. О литературной антропологии и антропоцентризме современного литературоведения // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2016. № 3 (52). С. 72-82.
  23. Шаликов П. И. Другое путешествие в Малороссию. М.: Унив. тип., у Любия, Гария и Попова, 1804. 262 с.
  24. Шаликов П. И. Путешествие в Малороссию // Ландшафт моих воображений. Страницы прозы русского сентиментализма / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. И. Коровин. М.: Современник, 1990. С. 516-571.
  25. Широкова И. А. Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. С. 103-106.
  26. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славян. культуры, 2003. 311 с.

Информация об авторах

Кублицкая Ольга Викторовна

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 июля 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • В. В. Измайлов
  • П. И. Сумароков
  • П. И. Шаликов
  • субъектная структура
  • повествовательные инстанции
  • путевая проза
  • сентиментализм
  • V. V. Izmailov
  • P. I. Sumarokov
  • P. I. Shalikov
  • subjective structure
  • narrative instances
  • travel prose
  • sentimentalism

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)