• Original research article
  • September 30, 2020
  • Open access

Subjective Structure of Travel Texts: Attempt of Analysing Sentimental Journeys of the End of the XVIII - the Beginning of the XIX Century

Abstract

The paper aims to examine narrative instances and corresponding elements of the subjective structure of sentimental journeys of the end of the XVIII - the beginning of the XIX century (works of the Karamzinists V. V. Izmailov, P. I. Sumarokov, P. I. Shalikov). Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher for the first time provides a narratological analysis of the Russian sentimental prose, which has not been previously investigated from this viewpoint. The research findings are as follows: relying on the narrative instances conception, the researcher clarifies specificity of subjective structure of sentimental journeys and shows how practices of their verbal self-presentation influenced development of the travel prose.

References

  1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII - первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. № 2. С. 34-46.
  2. Бобкова Ю. З. Фактор субъектной адресованности в биографических текстах // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 2. Филологические науки. С. 50-55.
  3. Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания. М.: Логос, 1995. 197 с.
  4. Измайлов В. В. Путешествие в Полуденную Россию. В письмах, изданных Владимиром Измайловым. М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800-1802. 428 с.
  5. Кафанова О. Б. Сумароков Павел Иванович // Словарь русских писателей XVIII века: в 3-х вып. / отв. ред. А. М. Панченко. СПб.: Наука, 1999. Вып. 3. С. 199-201.
  6. Кафидова Н. А. Читатель как проблема поэтики // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2010. № 11 (54). С. 97-110.
  7. Киселев В. С., Васильева Т. А. «Под отечественным небом странствую с мирною душою»: образ Украины в русских травелогах начала XIX в. (В. В. Измайлов, П. И. Шаликов, А. И. Левшин) // Имагология и компаративистика. 2015. № 2 (4). С. 20-42.
  8. Ковалев О. А. Фокусировка как возможный термин нарратологии (на материале романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. C. 44-50.
  9. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система: учеб. пособие. Ижевск: Удм. гос. ун-т им. 50-летия СССР, 1978. 89 с.
  10. Кублицкая О. В., Мальцева Т. В. Травелогема: к определению объема понятия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 162-168.
  11. Ладыгин Ю. А. Проблема речевого воздействия автора художественного текста на читателя // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2s (18). С. 134-140.
  12. Левина В. Н. Художественный текст как авторское отражение картины мира // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 4 (40). С. 113-117.
  13. Лотман Ю. M., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1987. С. 525-606.
  14. Мартьянова С. А. Персонаж в художественной литературе: учеб. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 84 с.
  15. Морозова М. В. Специфика проблемы субъекта в рецептивной эстетике и литературной антропологии В. Изера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2018. Т. 22. № 1. С. 107-115.
  16. Орлова Е. И. Образ автора в литературном произведении: учеб. пособие. М.: УПЛ ф-та журн. МГУ, 2008. 44 с.
  17. Соловьев А. Ю. История текста «Путешествия в Полуденную Россию» В. В. Измайлова // XVIII век: сб. ст. и материалов. 2013. Сб. 27. Пути развития русской литературы XVIII века. С. 343-362.
  18. Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. С историческим и топографическим описанием всех тех мест // Ландшафт моих воображений. Страницы прозы русского сентиментализма / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. И. Коровин. М.: Современник, 1990. С. 290-392.
  19. Трапезникова О. А. Еще раз об образе автора и его смысловых коррелятах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 2 (2). C. 122-125.
  20. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 225 с.
  21. Фарафонова О. А. Ориентальный травелог Павла Сумарокова («Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду») // Научный диалог. 2017. № 7. С. 70-82.
  22. Федосеева Т. В. О литературной антропологии и антропоцентризме современного литературоведения // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2016. № 3 (52). С. 72-82.
  23. Шаликов П. И. Другое путешествие в Малороссию. М.: Унив. тип., у Любия, Гария и Попова, 1804. 262 с.
  24. Шаликов П. И. Путешествие в Малороссию // Ландшафт моих воображений. Страницы прозы русского сентиментализма / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. И. Коровин. М.: Современник, 1990. С. 516-571.
  25. Широкова И. А. Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. С. 103-106.
  26. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славян. культуры, 2003. 311 с.

Author information

Ol'ga Viktorovna Kublitskaya

Pushkin Leningrad State University

About this article

Publication history

  • Received: July 24, 2020.
  • Published: September 30, 2020.

Keywords

  • В. В. Измайлов
  • П. И. Сумароков
  • П. И. Шаликов
  • субъектная структура
  • повествовательные инстанции
  • путевая проза
  • сентиментализм
  • V. V. Izmailov
  • P. I. Sumarokov
  • P. I. Shalikov
  • subjective structure
  • narrative instances
  • travel prose
  • sentimentalism

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)