• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Театральность самораскрытия в новеллах Ф. де ла Мотт Фуке

Аннотация

Цель исследования: выявить причины формирования и формы проявления театральности самораскрытия в новеллах немецкого романтика Ф. де ла Мотт Фуке. В статье рассматриваются причины реконструкции рыцарского идеала в контексте эпохи, ставшие основой театральности, выявляются приемы театрализации в новеллах. Научная новизна исследования состоит в описании формальных приемов театрализации и общей установки на театральность в прозаическом романтическом тексте на примере новелл Ф. де ла Мотт Фуке. Результаты исследования: выявлено, что театральность самораскрытия в творчестве немецкого романтика нашла выражение в приверженности рыцарским идеалам; установка на театральность предполагает императивное воздействие на читателя; автор расширяет смысл текста до морально-религиозного урока, вводит элементы сценического типа повествования.

Источники

  1. Бент М. И. Гете и романтизм. Проблема личности в «Фаусте» и драматургия Генриха Клейста. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1986. 72 с.
  2. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Генезис, эволюция, типология. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 120 с.
  3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 568 с.
  4. Бройн Г. де. Бранденбургский Дон Кихот // Встреча: повести и эссе писателей ГДР. М.: Радуга, 1983. С. 483-507.
  5. Геббель Ф. Избранное: в 2-х т. М.: Искусство, 1978. Т. 2. 670 с.
  6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т. 1. 312 с.
  7. Дмитриев А. С. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 118 с.
  8. Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 328 с.
  9. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. 227 с.
  10. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 275 с.
  11. Поляков М. Я. Теория драмы. Поэтика. М.: ГИТИС, 1980. 118 с.
  12. Фуке Ф. де ла Мотт. Адский житель // Избранная проза немецких романтиков: в 2-х т. М.: Худож. лит., 1979. Т. 2. С. 82-111.
  13. Фуке Ф. де ла Мотт. Ундина. М.: Наука, 1990. 560 с.
  14. Хализев В. Е. Драма как род литературы. Поэтика, генезис, функционирование. М.: Изд-во МГУ, 1986. 259 с.
  15. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2-х т. М: Искусство, 1983. Т. 1. 479 с.
  16. Briefe von und an August W. Schlegel. Zürich - Leipzig - Wien: Amalthea-Verl., 1930. Tl. 1. 649 S.
  17. Fouqué F. de la Motte. Lebensgeschichte des Baron Friedrich de la Motte Fouqué. Aufgezeichnet durch ihn selbst [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20101024053726/http://www.zeno.org/ (дата обращения: 17.05.2020).
  18. Fouqués Werke: Auswahl in 3 Teilen. Berlin - Leipzig - Wien - Stuttgart: Deutsches Verlaghaus Bong&Co, 1908. Tl. 1. 269 S.
  19. Strobel J. Eine Kulturpoetik des Adels in der Romantik: Verhandlungen zwischen Adeligkeit und Literatur um 1800. Berlin: Walter de Gruyter, 2010. 479 S.

Информация об авторах

Григорьева Ирина Сергеевна

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • драматизм
  • немецкий романтизм
  • Ф. де ла Мотт Фуке
  • театральность самораскрытия
  • прием театрализации
  • dramatism
  • German romanticism
  • F. de la Motte Fouqué
  • theatricality of self-revelation
  • theatralization technique

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)