Лексические средства дискурсивного конструирования образа В. Путина в испанских и американских СМИ в аспекте пандемии коронавируса
Аннотация
Цель исследования - выявить лексические средства дискурсивного конструирования образа В. Путина в американском и испанском политическом дискурсе СМИ для обнаружения специфических для каждой лингвокультуры стратегий репрезентации личности российского президента. В статье описаны конститутивные характеристики политического дискурса СМИ, а также представлен обзор исследований, посвященных проблеме дискурсивного конструирования образа политических персоналий и государств. Научная новизна заключается в комплексной методике анализа лексических средств дискурсивного конструирования образа, включающей метод дискурс-анализа и корпусного анализа с применением менеджера Sketch Engine. В результате было выявлено, что как в американских, так и в испанских СМИ тиражируется образ президента-диктатора, стремящегося использовать пандемию для героизации себя. На языковом уровне это реализуется при помощи лексем, содержащих сему «жесткий авторитарный политик» (диктатор, фараон, отец/опекун). Однако для американского дискурса характерно отождествление Путина с самим вирусом посредством лексических репрезентантов, входящих в лексико-семантическое поле с гиперсемой «вирус». Испаноязычные журналисты указывают на второстепенную роль Путина во время пандемии, что лексически репрезентировано лексемами с семой «второй план / второстепенность».
Источники
- Аносова Н. Э. Проблемы перевода англоязычного политического дискурса СМИ // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2013. № 2 (117). С. 219-225.
- Берендеев М. В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 6. С. 91-99.
- Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования: автореф. дисс. … д. полит. н. М., 2003. 50 с.
- Грушевская Т. М. Политический газетный дискурс: лингвопрагматический аспект: дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2002. 256 с.
- Замятин Д. Н. Геополитика образов и структурирование метапространства // Полис. Политические исследования. 2003. № 1. С. 82-102.
- Иванова С. В. Политический медиадискурс в фокусе лингвокультурологии // Политическая лингвистика. 2008. № 1 (24). С. 29-33.
- Никитина К. В. Политический дискурс СМИ и его особенности, создающие предпосылки для манипуляции общественным сознанием // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2. С. 1-7.
- Паршин П. Б., Пирогова Ю. К. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.: ИД Грабельникова, 2000. 268 с.
- Семененко И. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Политические исследования. 2008. № 5. С. 7-18.
- Dijk T. A. van. What Is a Political Discourse Analysis? // Belgium Journal of Linguistics. Political Linguistics. 1997. Vol. 2. P. 11-52.
- https://dle.rae.es/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://elpais.com/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://foreignpolicy.com/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.bbc.com/mundo (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.elmundo.es/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.france24.com/es/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 14.07.2020).
- https://www.washingtonpost.com/ (дата обращения: 14.07.2020).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 19 июня 2020.
- Опубликована: 30 сентября 2020.
Ключевые слова
- политический массмедийный дискурс
- дискурсивное конструирование образа
- дискурс-анализ
- корпусный анализ
- лексико-семантическое поле
- mass media political discourse
- discursive image development
- discourse analysis
- corpus analysis
- lexico-semantic field
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»