• Научная статья
  • 3 ноября 2020
  • Открытый доступ

Мотив «возвращения» в современной татарской драматургии

Аннотация

Цель исследования - определить особенности функционирования мотива «возвращения» в современной татарской драматургии. В статье выявлены причины активизации данного мотива в конце ХХ - начале ХХI века, а также его модификации. Особое внимание уделяется идейно-эстетическим особенностям, богатству изобразительных средств, национальной природе образов в анализируемых пьесах. Научная новизна заключается в оригинальном подходе к изучению пьес современных авторов в аспекте отражения мотива «возвращения» и выявлении его модификаций. В результате определено, что мотив «возвращения» в современных пьесах тесно связан с художественным мышлением автора, жанром пьес и основной идеей произведений.

Источники

  1. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 511 с.
  2. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
  3. Загидуллина Д. Ф. Особенности современной татарской литературы: поиск новых подходов к изучению // Национальные литературы на современном этапе: научные концепции и гипотезы: круглый стол, посвященный 80-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (11 сентября 2019 г.). Казань: ИЯЛИ, 2019. С. 72-80.
  4. Закирзянов А. М. Эхо войны в современной татарской драматургии // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / отв. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2016. С. 166-170.
  5. Миннуллина Ф. Х. XX гасыр ахыры татар драматургиясендә шәхес фаҗигасе (Т. Миңнуллин, Р. Хәмид, З. Хәким әсәрләре мисалында) // Тюркский мир и исламская цивилизация: проблемы языка, литературы, истории и религии: материалы IX Международной тюркологической конференции (г. Елабуга, 13-14 апреля 2018 г.) / отв. ред. Р. Б. Камаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 171-174.
  6. Салахов Б. Н. Яр // Салахов Б. Н. Яратылмый калган ярлар: пьесалар. Казан: Татар. кит. нәшр, 2017. Б. 7-33.
  7. Сахапов М. Ж. Золотая эпоха татарского ренессанса. Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 319 с.
  8. Хаким З. З. Җенле күл // Хаким З. З. Газап: роман, повестьлар, пьесалар. Казан: Татар. кит. нәшр, 2016. Б. 268-313.
  9. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. 260 с.
  10. Ханзафаров Н. Г. Драматургия // Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / фән. ред. Д. Ф. Заһидуллина. Казан: Татар. кит. нәшр, 2017. Т. 5. 1917-1956 еллар. Б. 333-356.

Информация об авторах

Закирзянов Альфат Магсумзянович

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Габидуллина Фарида Имамутдиновна

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 сентября 2020.
  • Опубликована: 3 ноября 2020.

Ключевые слова

  • татарская драматургия
  • мотив «возвращения»
  • модификация мотива
  • идея произведения
  • Tatar dramaturgy
  • “return” motive
  • motive variation
  • idea of literary work

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)