• Научная статья
  • 3 ноября 2020
  • Открытый доступ

Репрезентация концепта ДОРОГА в художественной картине мира Джейн Остин

Аннотация

Цель исследования - выявление специфики отражения концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин и определение его места и значения в концептосфере писательницы. Исследуется реализация концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин в двух аспектах - пространственно-временном и духовно-философском. Научная новизна работы заключается в том, что репрезентация концепта ДОРОГА в основных романах писательницы ещё не рассматривалась как одна из структурных составляющих остиновской концептосферы. Полученные результаты показали, что в творчестве Джейн Остин значимую роль играет концепт ДОРОГА, семантическим наполнением которого служит жизненный путь героев, проходящий через испытания, потери и обретения, а также тесно связанный с ним хронотоп дороги.

Источники

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
  2. Демидова Т. Э. Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей, Диккенс, Гоголь: дисс.. к. филол. н. М., 1994. 228 с.
  3. Карпенко А. И. Фольклорный мотив дороги в творчестве Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1980. № 1. С. 17-24.
  4. Кононова А. С. Мотив дороги в ранних произведениях Джейн Остен // Вестник Полоцкого государственного университета. 2017. № 10. С. 23-27.
  5. Максимов Д. М. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Блоковский сборник: труды Второй науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества А. А. Блока / отв. ред. З. Г. Минц. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1972. Вып. 2. С. 25-121.
  6. Остин Д. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 1. 750 с.; 1988. Т. 2. 670 с.; 1989. Т. 3. 669 с.
  7. Палий А. А. Основные черты поэтики Джейн Остин и ценностные характеристики ее произведений. Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2003. 211 с.
  8. Порудоминский В. И. «С тех пор как я сел в вагон». Железная дорога в творческом сознании Л. Н. Толстого // Человек. 1995. Вып. 5. С. 145-159.
  9. Рескин Дж. Сочинения Джона Рескина: в 10-ти кн. / пер. Л. П. Никифорова. М.: Маг. «Кн. дело» и И. А. Баландин, 1902. Кн. 7. Сельские листья: отрывки из «Современных живописцев». 97 с.
  10. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. и ред. А. Н. Николюкин. М.: НПК Интелвак, 2001. Ст. 1174-1177.
  11. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227-285.
  12. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII Межвузовской научно-методической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Вып. 7. С. 29-34.
  13. Щепина О. Н. Семантика художественного пространства в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2001. 182 с.

Информация об авторах

Ерохина Юлия Евгеньевна

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2020.
  • Опубликована: 3 ноября 2020.

Ключевые слова

  • Джейн Остин
  • концептосфера
  • концепт ДОРОГА
  • хронотоп дороги
  • Jane Austen
  • conceptual sphere
  • JOURNEY concept
  • journey chronotope

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)