• Научная статья
  • 3 ноября 2020
  • Открытый доступ

Терминологическая полионимия как проявление лингвокультурного своеобразия терминосистемы дошкольного образования Германии

Аннотация

Статья посвящена исследованию терминологических единиц системы дошкольного образования Германии в лингвокультурологическом аспекте. Цель предлагаемой работы - определение лингвокультурной специфики терминосистемы дошкольного образования Германии. Научная новизна исследования состоит в том, что указанные единицы впервые рассматриваются с учетом диатопической (региональной) специфики немецкого языка, что расширяет представление о немецкоязычных отраслевых терминологиях и понимание национального своеобразия терминологии немецкого образования. Полученные результаты показали, что лингвокультурное своеобразие терминосистемы дошкольного образования Германии проявляется, прежде всего, в терминологической полионимии.

Источники

  1. Академик [Электронный ресурс]. URL: https://germany_de_ru.academic.ru (дата обращения: 20.08.2020).
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 607 с.
  3. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 304 с.
  4. Давыдова А. А. Проектирование электронных билингвальных словарей по педагогическим дисциплинам: автореф. дисс. … к. пед. н. Смоленск, 2013. 22 с.
  5. Добров Б. В., Лукашевич Н. В. Взаимодействие лексики и терминологии в общезначимой сфере языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-21.ru/media/2502/dobroff.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
  6. Зайцева Л. А. Актуальная лексика образовательной сферы современной России: дисс. … к. филол. н. Орел, 2015. 270 с.
  7. Иванов А. В. Метаязык фонетики и метрики: монография. Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2004. 342 с.
  8. Какзанова Е. М. Лингвокогнитивные и культурологические особенности научного дискурса (на материале математических и медицинских терминов-эпонимов): дисс. … д. филол. н. М., 2011. 379 с.
  9. Крючкова Т. Б. Особенности формирования и развития общественно-политической лексики и терминологии. М.: Наука, 1989. 149 с.
  10. Кутина Л. Л. Языковые процессы, возникающие при становлении научных терминологических систем // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии: сб. трудов. М.: Наука, 1970. С. 82-94.
  11. Лотте Д. С. Как работать над терминологией. Основы и методы. М.: Наука, 1968. 76 с.
  12. Мельникова М. В. Универсальное и национально-специфическое в лексике сферы образования в свете процессов глобализации (на материале английского языка): дисс. … к. филол. н. М., 2006. 147 с.
  13. Мякшин К. А. Явление синонимии в английской фонетической терминологии: диахронический аспект // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» / вып. ред. Ю. Ф. Эльзессер. Архангельск, 2019. С. 53-58.
  14. Нефедова Л. А. Диатопическая вариативность немецкого языка как причина лексической полионимии (на материале культурно-маркированной лексики) // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 3 (39). С. 19-31.
  15. Трегубова Ю. О. Сфера образования в американской и британской лингвокультурах: фреймовый подход: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2007. 197 с.
  16. Цверкун Ю. Б. Особенности англоязычных терминов системы образования: лингвокультурологический аспект: дисс. … к. филол. н. М., 2018. 218 с.
  17. Юргенс И. Г. Дублеты в измерительной терминологии немецкого языка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 4 (87). Ч. 1. С. 186-189.
  18. Bayerisches Staatsministerium für Unterricht und Kultus [Электронный ресурс]. URL: https://www.km.bayern.de (дата обращения: 20.08.2020).
  19. Das Digitale Wörterbuch der deutschen Sprache (DWDS) [Электронный ресурс]. URL: https://www.dwds.de (дата обращения: 20.08.2020).
  20. Das Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland [Электронный ресурс]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/ gg/art_7.html (дата обращения: 20.08.2020).
  21. Der Deutscher Bildungsserver [Электронный ресурс]. URL: https://www.bildungsserver.de (дата обращения: 20.08.2020).
  22. Duden online-Wörterbuch [Электронный ресурс]. URL: https://www.duden.de (дата обращения: 20.08.2020).
  23. European Glossary on Education: Educational Institutions. Volume 2 (5). Second edition. Brussels: Eurydice, 2005. 200 p.
  24. Kultusminister Konferenz [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmk.org (дата обращения: 20.08.2020).
  25. Mecklenburg-Vorpommern [Электронный ресурс] // Ministerium für Bildung, Wissenschaft und Kultur. URL: https://www.regierung-mv.de (дата обращения: 20.08.2020).
  26. Schaub, Horst u. Zenke, Karl G. Deutschland [Электронный ресурс] // dtv-Wörterbuch Pädagogik. URL: https://www.dwds. de/wb/Vorklasse (дата обращения: 20.08.2020).
  27. Statistisches Bundesamt [Электронный ресурс]. URL: https://www.destatis.de (дата обращения: 20.08.2020).

Информация об авторах

Руденко Татьяна Ивановна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 августа 2020.
  • Опубликована: 3 ноября 2020.

Ключевые слова

  • термин
  • отраслевая терминология
  • терминосистема дошкольного образования Германии
  • лингвокультурология
  • терминологическая полионимия
  • term
  • sectoral terminology
  • German preschool education terminology
  • linguo-culturology
  • terminological polyonymy

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)