• Научная статья
  • 30 ноября 2020
  • Открытый доступ

Основные тенденции развития современного педагогического дискурса (на материале английского языка)

Аннотация

Целью данного исследования являются как выявление и систематизация основных тенденций развития современного педагогического дискурса, значение которого в жизни современного социума трудно переоценить, так и характеристика специфических особенностей речевого поведения участников при осуществлении ими коммуникативного взаимодействия в рамках англоязычных обучающих вебинаров. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые вебинар рассматривается как новый социокоммуникативный феномен виртуального педагогического дискурса, в котором институциональное общение становится менее ритуализированным, изменяется хронотоп и структура коммуникации, что приводит к изменению прагматических интенций виртуальной языковой личности именно в системе дистантного коммуникативного взаимодействия. В результате доказано, что к основным тенденциям развития современного педагогического дискурса относятся глобализация, интегрирование различных дискурсивных стилей, аксиологичность текстового материала, характеризующегося интертекстуальностью и метапредметностью, которые призваны сформировать ценностные и профессиональные ориентиры, находящие свое практическое применение в педагогической сфере.

Источники

  1. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Языковая аксиология и перифрастический потенциал художественного текста (лингводидактический аспект) // Текст культуры и культура текста: материалы IV Междунар. пед. форума (г. Сочи, 16-17 октября 2017 г.). СПб.: РОПРЯЛ, 2017. С. 5-9.
  2. Багиян А. Ю., Ширяева Т. А. Методика концептуального лингвопроектирования профессиональной идентичности: подходы к разработке, сущность и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2018. Т. 17. № 4. С. 214-228.
  3. Белякова И. Г. Современное языковое образование в высшей школе через призму активизации интегративной функции межкультурной коммуникации // New World. New Language. New Thinking: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. В. Сафронова. М., 2019. С. 7-12.
  4. Ерошенкова Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 9-14.
  5. Касаткин П. И. Аксиология современного российского образовательного пространства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2017. № 11-12 (72-73). С. 67-71.
  6. Касаткин П. И. Ценностная аксиоматика образовательного пространства: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 2018. 53 с.
  7. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 27-33.
  8. Литвишко О. М., Черноусова Ю. А. Лингвокультурная медиация как компонент глокального подхода в обучении профессионально-ориентированному английскому языку (на примере направлений подготовки 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» и 40.03.01, 40.04.01 «Юриспруденция») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2016. № 2. С. 139-143.
  9. Суворова С. Л. Феноменология исследования понятий «Дискурс» и «Педагогический дискурс» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. № 4 (263). С. 84-87.
  10. Тленкопачева М. Н. Виртуальный педагогический субдискурс в пространстве современного педагогического дискурса // Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-метод. конф., посвященной 10-летию интернет-института ТулГУ (9-10 октября 2018 г.). Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 39-41.
  11. Устинова Е. С. Организация курса истории Великобритании с позиций глобального образования // Иностранные языки в высшей школе. 2008. № 7. С. 45-53.
  12. Bagiyan A. Y., Shiryaeva T. A., Alikaeva L. S., Dotkulova Z. O., Toguzaeva M. R. Forming Professional Identity in Popular Science IT Discourse: Discursive Markers and Their Functional Diapason // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. P. 263-270.
  13. Dodgson D. Multiple Choices - A Conversation about Language Testing, Teaching & Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/david-dodgson-multiple-choices---a-conversation-about-language-testing-teaching-learning (дата обращения: 28.08.2020).
  14. Lethaby C., Dexter Ph., Kerr Ph. Learning styles discussion forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish. org.uk/article/learning-styles-discussion-forum (дата обращения: 28.08.2020).
  15. Underwood J. Using Voice and AI Assistants for Language Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish. org.uk/article/using-voice-ai-assistants-language-learning (дата обращения: 28.08.2020).

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00364-А (руководитель - А. Ю. Багиян).

Информация об авторах

Багиян Александр Юрьевич

Пятигорский государственный университет

Ширяева Татьяна Александровна

Пятигорский государственный университет

Черноусова Юлиана Анатольевна

Пятигорский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 сентября 2020.
  • Опубликована: 30 ноября 2020.

Ключевые слова

  • педагогический дискурс
  • виртуальный педагогический дискурс
  • виртуальная языковая личность
  • хронотоп
  • pedagogical discourse
  • virtual pedagogical discourse
  • virtual linguistic personality
  • chronotope

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)