• Научная статья
  • 30 ноября 2020
  • Открытый доступ

Ликоугрожающие речевые акты в академической среде (разностатусная коммуникация)

Аннотация

Цель исследования - описать продуктивные модели выражения ликоугрожающих речевых актов в разностатусном академическом общении. Проводится анализ речевых актов с разной степенью угрозы лицу говорящего: приглашение, просьба (с разграничением степени угрозы лицу), предложение. Отдельно рассматривается функционирование речевого акта «совет» в институциональном общении. Научная новизна работы заключается в анализе ликоугрожающих речевых актов в разностатусном институциональном общении с применением дискурсивного опросника. В результате приводятся основные прагматические характеристики рассматриваемых речевых актов.

Источники

  1. Андреева С. С. Социолингвистические признаки академического дискурса // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2016. С. 333-336.
  2. Бузинова Л. М. Академический дискурс и его место в дискурсологии // Лексикография и коммуникация - 2017: сборник материалов III Международной научной конференции. Белгород: ИД «Белгород», 2017. С. 123-126.
  3. Власян Г. Р., Кожухова И. В. Формальные и неформальные приглашения в русском языке: контекст и стратегии вежливости // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 4. С. 994-1013. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-4-994-1013.
  4. Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Функционирование неискренних речевых актов в англоязычных университетских романах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 4. C. 114-118.
  5. Кожухова И. В. Функционирование ликоугрожающих речевых актов в англо- и русскоязычной коммуникативных культурах // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. Т. 1. № 17. C. 96-106.
  6. Малошонок Н. Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60.
  7. Плотникова С. Н. Лингвистические аспекты выражения неискренности в английском языке: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2000. 42 с.
  8. Салимова Л. М. Роль ученого как языковой личности в современном академическом дискурсе // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2017. Т. 2. № 4. С. 150-154.
  9. Харченко Е. В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. Челябинск: ЮУрГУ, 2003. 336 с.
  10. Хутыз И. П. Лингвокультурные традиции в пространстве академического дискурса: особенности конструирования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2016. № 3 (23). С. 86-93.

Информация об авторах

Заболотнева Оксана Леонидовна

Челябинский государственный университет

Кожухова Ирина Владимировна

Челябинский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 сентября 2020.
  • Опубликована: 30 ноября 2020.

Ключевые слова

  • ликоугрожающий речевой акт
  • институциональное общение
  • академический дискурс
  • разностатусное общение
  • face-threatening speech act
  • institutional communication
  • academic discourse
  • split-level communication

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)