• Научная статья
  • 30 ноября 2020
  • Открытый доступ

Роль ассоциативного эксперимента при экспертизе визуальной рекламы

Аннотация

Представлены результаты психолингвистического эксперимента по восприятию визуальной рекламы. Цель исследования - выявить нарушения рекламного законодательства с помощью лингвистических и психолингвистических методов. Испытуемым было предложно написать ассоциации первыми пришедшими на ум словами под стимулами, которые были представлены рекламными картинками и текстами из социальной сети «Инстаграм». Научная новизна заключается в том, что впервые существующий метод свободного ассоциативного эксперимента применен для выявления нарушений рекламного законодательства. Полученные результаты позволили доказать наличие признаков ненадлежащей рекламы в рассматриваемых материалах.

Источники

  1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.09.2020).
  2. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Электронный ресурс]. URL: http://www.textology.ru/razdel.aspx?id=38 (дата обращения: 25.09.2020).
  3. Запрещенные приемы в рекламе [Электронный ресурс]. URL: https://brand.incredibleart.ru/blog/zapreschennye-priemy-v-reklame (дата обращения: 25.09.2020).
  4. Красова Е. Ю. Специфика ассоциативного эксперимента в исследовании образов политиков [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2706&level1=main&level2=articles (дата обращения: 25.09.2020).
  5. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1977. С. 3-16.
  6. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 25.09.2020).
  7. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142515/ (дата обращения: 25.09.2020).
  8. Российский рекламный кодекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.riaria.ru/pdf/zakon/rossijskij-reklamnyj-kodeks.pdf (дата обращения: 25.09.2020).
  9. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сборник статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 24-33.
  10. Тобурокова В. М. Региональный русский ассоциативный словарь: учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского университета, 2008. 84 с.
  11. Уфимцева Н. В. Этнопсихолингвистика: вчера и сегодня // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 92-101.

Информация об авторах

Никаева Татьяна Михайловна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Данилова Туяра Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 сентября 2020.
  • Опубликована: 30 ноября 2020.

Ключевые слова

  • психолингвистический эксперимент
  • ненадлежащая реклама
  • восприятие визуальной рекламы
  • семантический анализ ассоциативных реакций
  • psycholinguistic experiment
  • inappropriate advertising
  • perception of visual advertising
  • semantic analysis of associative reactions

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)