• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Особенности функционирования категории наклонения в татарских рекламных текстах

Аннотация

Цель исследования - определить особенности функционирования глагола в татарском языке на материале рекламных текстов. Научная новизна статьи заключается в анализе морфологических категорий и семантических значений глаголов, способствующих созданию прагматического эффекта в татарской рекламе. В результате исследования доказано, что наиболее высоким прагматическим потенциалом воздействия обладает морфологическая категория наклонения. Побудительность в рекламе реализует семантические значения команды, совета, просьбы. Условное наклонение, выраженное лексико-грамматическими средствами, усиливает функцию убеждения в правильности сделанного выбора, а прагматический потенциал изъявительного наклонения раскрывает функциональность товара или услуги.

Источники

  1. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе. М.: ЮНИТИ, 2008. 288 с.
  2. Богдановский П. В. Морфология татарского языка. М.: Альфа-Омега, 2003. 376 с.
  3. Гафурова А. А. Специфика функционирования ономастической лексики в татарских и англоязычных рекламных текстах: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2012. 24 с.
  4. Дементьева Е. Ю. Глагол в рекламном тексте: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2004. 161 с.
  5. Джефкинс Ф. Реклама. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 543 с.
  6. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М.: Смысл, 1995. 134 с.
  7. Колышкина Т. Б. Семантика и функционирование глаголов в рекламных текстах специализированных компьютерных журналов // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: сб. статей. 2009. Вып. 2. С. 58-68.
  8. Кохтев Н. Н. Реклама: искусство слова. М.: МГУ, 1997. 96 с.
  9. Кузьмина Е. К. Языковая моделируемость рекламных текстов: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2012. 21 с.
  10. Низамов И. М. Татар рекламы һәм матбугат (Татарская реклама и печать). Казан: Казан ун-ты нәшр., 1997. 110 с.
  11. Николаева А. В. Особенности функционирования «пустых» глаголов в рекламных текстах (на материале английской рекламы) // Lingua mobilis. 2010. № 1 (20). С. 175-180.
  12. Подорожная Л. Язык убеждающей рекламы // Отдел маркетинга. 2011. № 5. С. 43-48.
  13. Розенталь Д. Э., Кохтев Н. Н. Язык рекламных текстов. М.: Высшая школа, 1981. 125 с.
  14. Тумашева Д. Г. Татарский глагол. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1986. 189 с.
  15. Уразаева Н. Х. Глаголы в форме повелительного наклонения в текстах современной интернет-рекламы как средство усиления перлокутивного эффекта // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 484-486.
  16. Фахретдинова Г. Н. Язык татарской рекламы: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2019. 25 с.
  17. Хамидуллина Г. Н. Особенности использования языковых средств в татарских рекламных текстах // Вестник Технологического университета. 2011. № 24. С. 315-319.
  18. Хрящикова И. Б., Денисова Л. Н. Типы видового употребления глаголов в рекламных текстах [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. 2015. № 6 (47). URL: http://journal.mrsu.ru/arts/tipy-vidovogo-upotrebleniya-glagolov-v-reklamnykh-tekstakh (дата обращения: 20.09.2020).
  19. Худойдодова Ш. З. Структурно-семантический анализ языка и стиля рекламных текстов в разносистемных языках: дисс. … к. филол. н. Душанбе, 2010. 137 с.
  20. Юрьева Е. В. Глаголы в слоганах // Русская речь. 2016. № 6. С. 78-83.

Информация об авторах

Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 октября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • рекламный текст
  • глагол
  • категория наклонения
  • прагматический потенциал
  • татарский язык
  • advertising text
  • verb
  • category of mood
  • pragmatic potential
  • Tatar language

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)