• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Лингвостилистические особенности выражения точки зрения персонажа в кинематографической прозе (на материале романа Грэма Грина «Конец одной любовной связи»)

Аннотация

В статье изучаются лингвостилистические основы построения кинематографической прозы. Цель исследования - определить объем и качественный состав языковых средств, участвующих в выражении точки зрения персонажа в кинематографическом тексте. Научная новизна состоит в выявлении ключевой роли лексических, морфологических, синтаксических и фоностилистических характеристик текста в формировании точки зрения как основы эффекта кинематографичности. В качестве материала анализируется ключевой эпизод романа Грэма Грина «Конец одной любовной связи». Полученные результаты показали, что динамический эффект «саспенс» в кинематографическом тексте выражается композиционно-синтаксическими, синтаксическими, морфологическими, лексическими и фоностилистическими средствами.

Источники

  1. Ахманова О. С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 3. С. 47-54.
  2. Вашунина И. В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креолизованного текста: монография / Институт языкознания РАН; НГПУ. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 421 с.
  3. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР, Ин-т литературы. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 2. С. 74-147.
  4. Грин Г. Конец одной любовной связи // Грин Г. Собрание сочинений: в 6-ти т. / пер. с англ. Н. Л. Трауберг. М.: Художественная литература, 1993. Т. 2. С. 459-590.
  5. Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. Т. 2. 469 с.
  6. Изотова А. А. Вирджиния Вульф: поэзия в прозе: монография. М.: МАКС Пресс, 2019. 92 с.
  7. Кухаренко В. А. Интерпретация текста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  8. Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: САГА, 2002. 240 с.
  9. Михайловская Е. В., Строгалева А. Ю. Лингвостилистические особенности построения эпизода в кинематографической прозе (на материале романа Гр. Грина “The Quiet American”) // Научный диалог. 2018. № 4. С. 124-133.
  10. Михайловская Е. В., Тортунова И. А. Литературная кинематографичность российской и британской прозы XX века: сопоставительный аспект (на примере прозы В. М. Шукшина и Г. Грина) // Научный диалог. 2015. № 11. С. 97-118.
  11. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
  12. Чернейко Л. О. Как рождается смысл. Смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы его моделирования: учебное пособие по спецкурсу для студентов. М.: Гнозис, 2017. 208 с.
  13. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  14. Dusi N. Intersemiotic translation: Theories, problems, analysis // Semiotica. 2015. Iss. 206. P. 181-205.
  15. Greene G. The End of the Affair. L.: Vintage, 2003. 160 p.

Информация об авторах

Михайловская Екатерина Владимировна

к. филол. н.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Рыбачок Анастасия Юрьевна

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июня 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • кинематографическая проза
  • языковые средства выражения точки зрения
  • лингвостилистические средства
  • эффект «саспенс»
  • film scripts
  • linguistic means to express viewpoint
  • linguo-stylistic means
  • suspense effect

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)