• Научная статья
  • 26 февраля 2021
  • Открытый доступ

Семантический анализ лозунгов эпохи пандемии в Китае

Аннотация

Цель исследования - раскрыть потенциал лозунгов, появившихся в Китае во время борьбы с коронавирусом, как источников системы ценностей и языковой картины мира китайцев в период пандемии. Научная новизна работы заключается в выборе в качестве объекта исследования лозунга как важного элемента китайской лингвокультуры и определении семантических и стилистических особенностей китайских лозунгов в период пандемии. Лозунги, являясь привычной и понятной формой донесения до населения политики партии и стратегии развития страны и общества, обладают необходимыми функциями информирования, убеждения, мобилизации. Именно поэтому обращение к изучению лозунгов в период пандемии коронавируса 2020 года не случайно. В рамках исследования было проанализировано более 300 лозунгов, опубликованных в СМИ и социальных сетях. Полученные результаты демонстрируют тематические, функциональные и лингвистические особенности лозунгов периода распространения коронавируса.

Источники

  1. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: учебное пособие. М.: Логос, 2016. 384 с.
  2. Бондаренко А. Н. Лексико-стилистические особенности китайских военно-политических лозунгов // Сборник научных трудов: в 3-х ч. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. Ч. 3. С. 16-20.
  3. Ван Синьтон. Символика цвета в российской и китайской культуре // Иностранные языки в высшей школе. 2012. № 1. С. 94-98.
  4. Васильева А. А. Значение лозунгов в жизни китайского общества // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы 2-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. Д. В. Буяров. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2012. С. 243-245.
  5. Васильева А. А., Антипина С. А. Структурные особенности современных китайских лозунгов // Социосфера. 2018. № 2. С. 66-68.
  6. Войцехович А. А., Ван Фурс Цзыи. Лозунги о счастье в Китае // Филологические науки в МГИМО. 2019. № 4. С. 101-108.
  7. Зубкова О. Н. Особенности функционирования топонима 泰山 в китайской фразеологии // Человеческий капитал. 2014. № 1 (61). С. 46-50.
  8. Зыкова Е. И. Роль интернет-лозунгов в политическом дискурсе современного Рунета // Интерактивная наука. 2017. № 3 (13). С. 123-125.
  9. Кульпина В. Г. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер: монография / отв. ред. В. А. Татаринов. М.: МАКС Пресс, 2019. 288 с.
  10. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  11. Лю Юйхуэй, Ян Хайюнь. Культурные коннотации жёлтого цвета в китайской культуре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6 (45). Ч. 1. С. 38-41.
  12. Лю Ян. Концепция пяти цветов в традиционной китайской культуре // Веснік беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2013. № 2 (20). С. 82-90.
  13. Мартынова Н. В., Инь Фаи. Художественный плакат Китая: стилевые особенности, современные тенденции и перспективы развития // Педагогика, психология, общество: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Среда, 2020. С. 174-183.
  14. Никифорова Ю. Н. К вопросу разграничения пословиц, поговорок, лозунгов, максим, афоризмов и сентенций // Вестник Башкирского университета. 2006. № 4. С. 106-109.
  15. Русакова А. С. Иероглиф и его роль в композиции современного китайского плаката // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 97. С. 285-290.
  16. Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2011. 336 с.
  17. Сунь Умэн, Ма Линь. Сравнительный анализ цветообозначения белого в китайской и русской культуре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7 (46). Ч. 2. С. 60-62.
  18. Сухомлинова В. В. Альтернативный коллективизм: глубинные характеристики традиционного китайского общества // Манускрипт. 2018. № 9 (95). С. 93-99.
  19. Тао Мэнтин, Евдаш А. Ю., Быстрова Т. Ю. Сравнительный анализ семантики красного цвета в повседневной культуре Китая и России (Часть 1) // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2018. № 2 (37). С. 94-99.
  20. Турбина О. А., Лю Фанбин. Цветоименования «черный», «белый» в китайской культуре // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2016. № 2. С. 20-23.
  21. Шевчук О. П. О семантике слов-цветообозначений во фразеологии китайского языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10 (420). С. 291-296.
  22. Ян Кэ. Исследование лозунгов и слоганов в Китае в последние десятилетия // Политическая лингвистика. 2010. № 4 (34). С. 75-80.
  23. 微博 (Вэйбо: сервис микроблогов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.weibo.com/ (дата обращения: 11.10.2020).
  24. 人民网 (Жэньминь жибао онлайн) [Электронный ресурс]. URL: http://www.people.com.cn/ (дата обращения: 10.10.2020).
  25. 凌晨 对外汉语教学中基本颜色词的中国文化教学--以对英美汉语教学为例.华中科技大学硕士论文. 2015. 40 页 (Лин Чэнь. Роль основных цветов в преподавании культуры Китая (на примере преподавания в англоязычных группах). Ухань, провинция Хубэй: Хуачжунский университет науки и технологии, 2015. 40 с.).
  26. 新华网 (Синьхуа: новостная сеть) [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/ (дата обращения: 12.10.2020).
  27. 搜狐 (Соуху: интернет-платформа) [Электронный ресурс]. URL: http://news.sohu.com/ (дата обращения: 12.10.2020).
  28. 新华时评:坚定信心,同舟共济 (Твердо верить! Объединить усилия!) [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/2020-02/02/c_1125522929.htm (дата обращения: 11.10.2020).

Информация об авторах

Дубинина Мария Николаевна

к. пед. н.

Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 декабря 2020.
  • Опубликована: 26 февраля 2021.

Ключевые слова

  • лозунг
  • креолизированный текст
  • дискурс коронавируса
  • китайский язык
  • slogan
  • creolised text
  • coronavirus discourse
  • Chinese language

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)