• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Концепт LOCKDOWN как ценность и антиценность в жизни современного британского общества

Аннотация

Цель исследования - определить аксиологический статус концепта LOCKDOWN в английской лингвокультуре. Ранее не предпринимавшаяся попытка реконструировать аксиосферу английской языковой картины мира (ЯКМ), актуализированную концептом LOCKDOWN в британских СМИ, объясняет научную новизну работы. В результате исследования было установлено, что в аксиосфере английской ЯКМ концепт LOCKDOWN, с одной стороны, рассматривается как ценность, способствующая сохранению жизни людей и пропагандируемая представителями власти. Простые же британцы расценивают этот концепт как антиценность, сопровождающуюся негативными для человека последствиями. Аксиологический статус явления определяется путем анализа лексических средств, использованных для описания процесса изоляции.

Источники

  1. Барьядаева В. А. К вопросу о ценностях и их классификация // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6а. С. 84-88.
  2. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. Изд-е 2-е, доп. и испр. М.: РОССПЭН, 2006. 648 с.
  3. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 229 с.
  4. Ильюшина Е. С. Лексические средства положительной оценки человеческих качеств: психолингвистический анализ: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 185 с.
  5. Карасик В. И., Красавский Н. А., Слышкин Г. Г. Лингвокультурная концептология: учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: Парадигма, 2009. 116 с.
  6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. Изд-е 4-е. М.: ЛКИ, 2021. 256 с.
  7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 16-21.
  8. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: научно-методический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/390/366 (дата обращения: 01.12.2020).
  9. Рычков А. К., Яшин Б. Л. Философия: учебник для студентов вузов. М.: Элит, 2005. 480 с.
  10. Серебреникова Е. Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. С. 49-76.
  11. Таланов В. М. Общечеловеческие ценности: монография [Электронный ресурс]. М.: Российская академия естествознания, 2010. URL: http://www.rae.ru/monographs/97 (дата обращения: 24.01.2021).
  12. Mackie J. L. Ethics. Inventing Right and Wrong. L.: Penguin Books, 1977. 249 p.
  13. The Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com (дата обращения: 08.03.2021).
  14. The Independent [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk (дата обращения: 08.03.2021).
  15. Tidman Z. What is “lockdown” in different languages? [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/coronavirus-lockdown-languages-world-b1760252.html (дата обращения: 08.03.2021).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-312-90038 «Концептосфера духовных ценностей в английской и русской лингвокультурах».

Информация об авторах

Абдулкадырова Асият Багаутдиновна

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 февраля 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • концепт
  • языковые средства выражения оценки
  • аксиологический анализ
  • медийный текст
  • concept
  • language means of expressing evaluation
  • axiological analysis
  • media text

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)