• Научная статья
  • 31 мая 2021
  • Открытый доступ

Особенности поэтики и музыкальной концепции «Оды о свирели» Ван Бао (I в. до н.э.)

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности поэтики и музыкальной концепции «Оды о свирели» Ван Бао (I в. до н.э.), первой сохранившейся в истории Китая оды, специально посвященной описанию музыкального инструмента. Научная новизна работы заключается в том, что эта ода никогда прежде не становилась предметом специального изучения в комплексном и историко-типологическом плане с использованием современных достижений различных гуманитарных наук. Она также впервые переведена на русский язык. В результате выявлены основные положения поэтики и музыкальной концепции оды, касающиеся композиции, жанровых особенностей, патетико-элегических мотивов, символики, композиционно-стилистических приемов.

Источники

  1. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Вост. лит., 2002. Кн. 1. 574 с.
  2. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая / вступ. ст., перев. и коммент. Л. Д. Позднеевой. М.: Вост. лит., 1967. 403 с.
  3. Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си / исслед., пер. с кит., примеч. и прил. И. И. Семененко. М.: Вост. лит., 2016. 901 с.
  4. Ранняя конфуцианская проза: «Луньюй», «Мэнцзы» / пер. с кит. и предисл. И. И. Семененко. М.: Вост. лит., 2016. 375 с.
  5. Семененко И. И. Ода о танце Фу Учжуна (I в. н.э.): в преддверии авторского и эстетического самосознания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 3. С. 698-716.
  6. Семененко И. И. Пафос китайской литературы // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: тезисы докладов Двенадцатой научной конференции (г. Москва, 1986 г.): в 2-х т. М.: Наука, 1986. Т. 2. С. 352-356.
  7. Хуайнаньцзы: философы из Хуайнани / пер. с кит., вступ. ст. и примечания Л. Е. Померанцевой. М.: Вост. лит., 2016. 527 с.
  8. DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982. 205 p.
  9. Kaufmann W. Musical References in the Chinese Classics. Detroit: Information Coordinators, 1976. 265 p.
  10. Knechtges D. R. Wang Bao // Ancient and Early Medieval Chinese Literature. A Reference Guide: in 3 parts / ed. by D. R. Kneshtges, T. Chang. Leiden - Boston: Brill, 2010. Part Two. P. 1126-1134.
  11. The I Ching, or Book of Changes / transl. by R. Wilhelm; rendered into English by C. F. Baynes; foreword by C. G. Yong; preface to the third edition by H. Wilhelm. Princeton: Princeton University Press, 1997. 740 p.
  12. Wen Xuan, or Selections of Refined Literature: in 3 vols / Xiao Tong; tr., with annot. by D. R. Kneshtges. Prince-ton: Princeton University Press, 2014. Vol. III. 449 p.
  13. 王学军. 王褒《洞箫赋》与汉宣帝时期的礼乐建设 // 中南大学学报. 2013 年. 第 19 卷. 第 2 期. 页163-169 (Ван Сюэцзюнь. «Ода о свирели» Ван Бао и установление ритуала и музыки в период правления ханьского императора Юаньди // Журнал Центрального южного университета. 2013. Т. 19. № 2. С. 163-169).
  14. 王士松. 两汉音乐赋研究综述 // 安阳师范学院学报. 2007 年. 第 1 期. 页 78-80 (Ван Шисун. Общий обзор исследований по ханьским одам о музыке // Журнал Аньянского педагогического колледжа. 2007. № 1. С. 78-80).
  15. 董仲舒. 春秋繁露 / 苏舆撰, 钟哲点胶. 北京: 中华书局, 2019 年. 518页 (Дун Чжуншу. Обильные росы «Весен и осеней» / сост. Су Юй, сверка Чжун Чжэ. Пекин: Чжунхуа, 2019. 518 с.).
  16. 叶幼明. 论傅毅《舞赋》对音乐美学理论的贡献 - 读《赋史》札记之二 // 中国韵文学刊. 1988年. 第Z1期. 66-72 页 (Е Юмин. О вкладе «Оды о танце» Фу И в музыкальную эстетику - вторая из заметок при чтении «Истории од» // Китайская рифмованная литература. 1988. № Z1. С. 66-72).
  17. 伊鸿书. 古代音乐史. 北京: 中央音乐学院, 2011. 507 с. (И Хуншу. История музыки древности. Пекин: Центральная музыкальная академия, 2011. 507 с.).
  18. 中國美學史: 全五册 / 李泽厚, 刘纲纪 主编. 北京: 中国社会科学出版社, 1990. 第一卷. 606 页 (История китайской эстетики: в 5-ти т. / гл. ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. Пекин: Общественные науки Китая, 1990. Т. 1. 606 с.).
  19. 中国古代文学史: 全三册 / 马积高, 黄钧主编. 北京: 北京人民文学出版社. 2019年. 上. 463页 (История литературы Древнего Китая: в 3-х т. / гл. ред. Ма Цзигао, Хуан Цзюнь. Пекин: Народная литература, 2019. Т. 1. 463 с.).
  20. 汉书: 全十二册 / 班固著, 颜师古注. 北京: 中华书局, 2018年. 4273页 (Книга Хань: в 12-ти т. / сост. Бань Гу, коммент. Янь Шигу. Пекин: Чжунхуа, 2018. 4273 с.).
  21. 老子. 道德经注校释 / 王弼注. 北京: 中华书局, 2018年. 210页 (Лаоцзы. Даодэцзин с коммент. и сверкой / коммент. Ван Би. Пекин: Чжунхуа, 2018. 210 с.).
  22. 文选: 全二册 / 萧统选, 李善注. 北京: 商务印书馆, 1959 年. 1545 页 (Литературный изборник: в 2-х т. / сост. Сяо Тун, коммент. Ли Шаня. Пекин: Коммерческое издательство, 1959. 1545 с.).
  23. 昭明文選譯注: 共六册 / 主编陈宏天等. 长春: 吉林文史出版, 1987年. 二册. 577-1059页 (Литературный изборник Чжаомина с пер. и коммент.: в 6-ти т. / гл. ред. Чэнь Хунтянь и др. Чанчунь: Цзилиньское издательство по литературе и истории, 1987. Т. 2. С. 577-1059).
  24. 刘勰. 文心雕龙: 全三册 / 黄叔琳注, 李详补注. 北京: 中华书局, 2017年. 1152 页 (Лю Се. Литературная мысль и ваяние дракона: в 3-х т. / коммент. Хуан Шулиня; доп. прим. Ли Сяна. Пекин: Чжунхуа, 2017. 1152 с.).
  25. 刘跃进, 彭燕. 论王褒的创作及其心态 // 社会科学战线. 2015年. 第 7 期. 页125-135 (Лю Юэцзинь, Пэн Янь. О творчестве и умонастроении Ван Бао // Фронт общественных наук. 2015. № 7. С. 125-135).
  26. 全汉文: 63卷 // 影印全上古三代秦汉三国六朝文 / 严可均 校辑. 丁福保影印出版, 1929年. 卷42. 页1-13 (Полное собрание прозы Хань: в 63-х т. // Напечатанное фото-офсетом «Полное собрание прозы далекой древно-сти, трех эпох, династий Цинь и Хань, Троецарствия, шести династий» / сверка и сост. Янь Кэцзюня. Гуан-чжоу: Изд. Дин Фубао, 1929. Т. 42. С. 1-13).
  27. 楚辞全译 / 黄寿祺, 梅桐生 译注. 贵阳: 贵州人民出版社, 1990. 310页 (Полный перевод «Чуских строф» / пер. и коммент. Хуан Шоуци, Мэй Туншэна. Гуйян: Гуйчжоуское народное изд-во, 1990. 310 с.).
  28. 历代赋辞典 / 迟文浚等主编. 沈阳: 辽宁人民出版社. 1992年. 1714页 (Словарь од минувших династий / гл. ред. Чи Вэньцзюнь и др. Шэньян: Ляонинское народное издательство, 1992. 1714 с.).
  29. 中国音乐词典 / 缪天瑞 等主编. 北京: 人民音乐出版社, 2016年. 1111 页 (Словарь по китайской музыке / гл. ред. Мяо Тяньжуй и др. Пекин: Народная музыка, 2016. 1111 с.).
  30. 司马迁. 史记: 全十册 / 裴骃集解. 北京: 中华书局, 2018 年. 3322页 (Сыма Цянь. Исторические записки: в 10-ти т. / сводн. коммент. Пэй Иня. Пекин: Чжунхуа, 2018. 3322 с.).
  31. 许志刚, 杨允《洞箫赋》与《长笛赋》文艺思想研究 // 文学评论. 2010年. 第二期. 页119-122 (Сюй Чжиган, Ян Юнь. Исследование литературно-художественной мысли «Оды о свирели» и «Оды о длинной флейте» // Литературная критика. 2010. № 2. С. 119-122).
  32. 荀子集解: 全二册 / 王先谦, 撰 沈啸寰, 王星先 点校. 北京: 中华书局, 2019年. 659页 (Сюньцзы со сводными объяснениями: в 2-х т. / сост. Ван Сяньцянь, сверка Шэнь Сяохуаня, Ван Синсяня. Пекин: Чжунхуа, 2019. 659 с.).
  33. 十三经注疏: 全二 册/ 阮元校刻. 北京: 中华书局, 1982. 2784页 (Тринадцатиканоние с комментариями: в 2-х т. / испр. и изд. Жуань Юаня. Пекин: Чжунхуа, 1982. 2784 с.).
  34. 含雪. 王褒: 勇于创新的汉赋大家 // 《晚霞》. 2008年. 11期. 页49-50 (Хань Сюэ. Ван Бао: ханьский одописец, имевший мужество создавать новое // Вечерние облака. 2008. № 11. С. 49-50).
  35. 淮南鸿烈集解: 全二册 / 刘文典撰. 北京: 中华书局, 2016年. 1099页 (Хуайнаньцзы, досл.: Великий свет Хуайнани со сводными комментариями: в 2-х т. / сост. Лю Вэньдянь. Пекин: Чжунхуа, 2016. 1099 с.).
  36. 蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年. 868页 (Цай Чжундэ. История эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018. 868 с.).
  37. 桌国浚. 进王褒而退马融:兼释《子渊 “洞箫”穷变于声貌》 // 兴大人文学报. 2007年. 第三十八期. 页99-120 (Чжо Гоцзюнь. Предпочитать Ван Бао Ма Жуну, объясняя, что «“Свирель” Цзыюаня до конца исчерпывает изменения в форме звуков» // Журнал гуманитарных наук Университета Чжунсин. 2007. № 38. С. 99-120).
  38. 朱熹. 诗集传. 北京: 中华书局, 1959 年. 248页 (Чжу Си. «Стихи» со сводными комментариями. Пекин: Чжунхуа, 1959. 248 с.).
  39. 庄子集释: 全三册 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 北京: 中华书局, 2019. 1110页 (Чжуанцзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. 1110 с.).
  40. 楊蘟瀏. 中国古代音乐史稿: 全二册. 北京: 人民音乐出版社, 2018. 458页 (Ян Иньлю. Очерки по истории древнекитайской музыки: в 2-х т. Пекин: Народная музыка, 2018. Т. 1. 458 с.).

Информация об авторах

Семененко Иван Иванович

к. филол. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 апреля 2021.
  • Опубликована: 31 мая 2021.

Ключевые слова

  • жанр оды фу
  • песенно-инструментальная музыка
  • пафос
  • музыкальный этос
  • композиционно-стилистический прием
  • genre of fu ode
  • vocal instrumental music
  • pathos
  • musical ethos
  • compositional and stylistic device

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)