• Original research article
  • May 31, 2021
  • Open access

Features of Poetics and Musical Conception of “Fu on the Panpipes” by Wang Bao (I Century BC)

Abstract

The study aims to identify features of poetics and musical conception of “Fu on the Panpipes” by Wang Bao (I century BC), the first surviving ode in the history of China specially devoted to description of a musical instrument. Scientific novelty of the work lies in the fact that this ode has never before been a subject of special study from the holistic and historical-typological viewpoint with the use of modern achievements of the humanities. It is also the first time that the ode has been translated into Russian. As a result, the researcher has identified the main principles of poetics and musical conception of the ode, which concern composition, genre features, pathetic and elegiac motifs, symbolism, compositional and stylistic devices.

References

  1. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Вост. лит., 2002. Кн. 1. 574 с.
  2. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая / вступ. ст., перев. и коммент. Л. Д. Позднеевой. М.: Вост. лит., 1967. 403 с.
  3. Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си / исслед., пер. с кит., примеч. и прил. И. И. Семененко. М.: Вост. лит., 2016. 901 с.
  4. Ранняя конфуцианская проза: «Луньюй», «Мэнцзы» / пер. с кит. и предисл. И. И. Семененко. М.: Вост. лит., 2016. 375 с.
  5. Семененко И. И. Ода о танце Фу Учжуна (I в. н.э.): в преддверии авторского и эстетического самосознания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 3. С. 698-716.
  6. Семененко И. И. Пафос китайской литературы // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: тезисы докладов Двенадцатой научной конференции (г. Москва, 1986 г.): в 2-х т. М.: Наука, 1986. Т. 2. С. 352-356.
  7. Хуайнаньцзы: философы из Хуайнани / пер. с кит., вступ. ст. и примечания Л. Е. Померанцевой. М.: Вост. лит., 2016. 527 с.
  8. DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982. 205 p.
  9. Kaufmann W. Musical References in the Chinese Classics. Detroit: Information Coordinators, 1976. 265 p.
  10. Knechtges D. R. Wang Bao // Ancient and Early Medieval Chinese Literature. A Reference Guide: in 3 parts / ed. by D. R. Kneshtges, T. Chang. Leiden - Boston: Brill, 2010. Part Two. P. 1126-1134.
  11. The I Ching, or Book of Changes / transl. by R. Wilhelm; rendered into English by C. F. Baynes; foreword by C. G. Yong; preface to the third edition by H. Wilhelm. Princeton: Princeton University Press, 1997. 740 p.
  12. Wen Xuan, or Selections of Refined Literature: in 3 vols / Xiao Tong; tr., with annot. by D. R. Kneshtges. Prince-ton: Princeton University Press, 2014. Vol. III. 449 p.
  13. 王学军. 王褒《洞箫赋》与汉宣帝时期的礼乐建设 // 中南大学学报. 2013 年. 第 19 卷. 第 2 期. 页163-169 (Ван Сюэцзюнь. «Ода о свирели» Ван Бао и установление ритуала и музыки в период правления ханьского императора Юаньди // Журнал Центрального южного университета. 2013. Т. 19. № 2. С. 163-169).
  14. 王士松. 两汉音乐赋研究综述 // 安阳师范学院学报. 2007 年. 第 1 期. 页 78-80 (Ван Шисун. Общий обзор исследований по ханьским одам о музыке // Журнал Аньянского педагогического колледжа. 2007. № 1. С. 78-80).
  15. 董仲舒. 春秋繁露 / 苏舆撰, 钟哲点胶. 北京: 中华书局, 2019 年. 518页 (Дун Чжуншу. Обильные росы «Весен и осеней» / сост. Су Юй, сверка Чжун Чжэ. Пекин: Чжунхуа, 2019. 518 с.).
  16. 叶幼明. 论傅毅《舞赋》对音乐美学理论的贡献 - 读《赋史》札记之二 // 中国韵文学刊. 1988年. 第Z1期. 66-72 页 (Е Юмин. О вкладе «Оды о танце» Фу И в музыкальную эстетику - вторая из заметок при чтении «Истории од» // Китайская рифмованная литература. 1988. № Z1. С. 66-72).
  17. 伊鸿书. 古代音乐史. 北京: 中央音乐学院, 2011. 507 с. (И Хуншу. История музыки древности. Пекин: Центральная музыкальная академия, 2011. 507 с.).
  18. 中國美學史: 全五册 / 李泽厚, 刘纲纪 主编. 北京: 中国社会科学出版社, 1990. 第一卷. 606 页 (История китайской эстетики: в 5-ти т. / гл. ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. Пекин: Общественные науки Китая, 1990. Т. 1. 606 с.).
  19. 中国古代文学史: 全三册 / 马积高, 黄钧主编. 北京: 北京人民文学出版社. 2019年. 上. 463页 (История литературы Древнего Китая: в 3-х т. / гл. ред. Ма Цзигао, Хуан Цзюнь. Пекин: Народная литература, 2019. Т. 1. 463 с.).
  20. 汉书: 全十二册 / 班固著, 颜师古注. 北京: 中华书局, 2018年. 4273页 (Книга Хань: в 12-ти т. / сост. Бань Гу, коммент. Янь Шигу. Пекин: Чжунхуа, 2018. 4273 с.).
  21. 老子. 道德经注校释 / 王弼注. 北京: 中华书局, 2018年. 210页 (Лаоцзы. Даодэцзин с коммент. и сверкой / коммент. Ван Би. Пекин: Чжунхуа, 2018. 210 с.).
  22. 文选: 全二册 / 萧统选, 李善注. 北京: 商务印书馆, 1959 年. 1545 页 (Литературный изборник: в 2-х т. / сост. Сяо Тун, коммент. Ли Шаня. Пекин: Коммерческое издательство, 1959. 1545 с.).
  23. 昭明文選譯注: 共六册 / 主编陈宏天等. 长春: 吉林文史出版, 1987年. 二册. 577-1059页 (Литературный изборник Чжаомина с пер. и коммент.: в 6-ти т. / гл. ред. Чэнь Хунтянь и др. Чанчунь: Цзилиньское издательство по литературе и истории, 1987. Т. 2. С. 577-1059).
  24. 刘勰. 文心雕龙: 全三册 / 黄叔琳注, 李详补注. 北京: 中华书局, 2017年. 1152 页 (Лю Се. Литературная мысль и ваяние дракона: в 3-х т. / коммент. Хуан Шулиня; доп. прим. Ли Сяна. Пекин: Чжунхуа, 2017. 1152 с.).
  25. 刘跃进, 彭燕. 论王褒的创作及其心态 // 社会科学战线. 2015年. 第 7 期. 页125-135 (Лю Юэцзинь, Пэн Янь. О творчестве и умонастроении Ван Бао // Фронт общественных наук. 2015. № 7. С. 125-135).
  26. 全汉文: 63卷 // 影印全上古三代秦汉三国六朝文 / 严可均 校辑. 丁福保影印出版, 1929年. 卷42. 页1-13 (Полное собрание прозы Хань: в 63-х т. // Напечатанное фото-офсетом «Полное собрание прозы далекой древно-сти, трех эпох, династий Цинь и Хань, Троецарствия, шести династий» / сверка и сост. Янь Кэцзюня. Гуан-чжоу: Изд. Дин Фубао, 1929. Т. 42. С. 1-13).
  27. 楚辞全译 / 黄寿祺, 梅桐生 译注. 贵阳: 贵州人民出版社, 1990. 310页 (Полный перевод «Чуских строф» / пер. и коммент. Хуан Шоуци, Мэй Туншэна. Гуйян: Гуйчжоуское народное изд-во, 1990. 310 с.).
  28. 历代赋辞典 / 迟文浚等主编. 沈阳: 辽宁人民出版社. 1992年. 1714页 (Словарь од минувших династий / гл. ред. Чи Вэньцзюнь и др. Шэньян: Ляонинское народное издательство, 1992. 1714 с.).
  29. 中国音乐词典 / 缪天瑞 等主编. 北京: 人民音乐出版社, 2016年. 1111 页 (Словарь по китайской музыке / гл. ред. Мяо Тяньжуй и др. Пекин: Народная музыка, 2016. 1111 с.).
  30. 司马迁. 史记: 全十册 / 裴骃集解. 北京: 中华书局, 2018 年. 3322页 (Сыма Цянь. Исторические записки: в 10-ти т. / сводн. коммент. Пэй Иня. Пекин: Чжунхуа, 2018. 3322 с.).
  31. 许志刚, 杨允《洞箫赋》与《长笛赋》文艺思想研究 // 文学评论. 2010年. 第二期. 页119-122 (Сюй Чжиган, Ян Юнь. Исследование литературно-художественной мысли «Оды о свирели» и «Оды о длинной флейте» // Литературная критика. 2010. № 2. С. 119-122).
  32. 荀子集解: 全二册 / 王先谦, 撰 沈啸寰, 王星先 点校. 北京: 中华书局, 2019年. 659页 (Сюньцзы со сводными объяснениями: в 2-х т. / сост. Ван Сяньцянь, сверка Шэнь Сяохуаня, Ван Синсяня. Пекин: Чжунхуа, 2019. 659 с.).
  33. 十三经注疏: 全二 册/ 阮元校刻. 北京: 中华书局, 1982. 2784页 (Тринадцатиканоние с комментариями: в 2-х т. / испр. и изд. Жуань Юаня. Пекин: Чжунхуа, 1982. 2784 с.).
  34. 含雪. 王褒: 勇于创新的汉赋大家 // 《晚霞》. 2008年. 11期. 页49-50 (Хань Сюэ. Ван Бао: ханьский одописец, имевший мужество создавать новое // Вечерние облака. 2008. № 11. С. 49-50).
  35. 淮南鸿烈集解: 全二册 / 刘文典撰. 北京: 中华书局, 2016年. 1099页 (Хуайнаньцзы, досл.: Великий свет Хуайнани со сводными комментариями: в 2-х т. / сост. Лю Вэньдянь. Пекин: Чжунхуа, 2016. 1099 с.).
  36. 蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年. 868页 (Цай Чжундэ. История эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018. 868 с.).
  37. 桌国浚. 进王褒而退马融:兼释《子渊 “洞箫”穷变于声貌》 // 兴大人文学报. 2007年. 第三十八期. 页99-120 (Чжо Гоцзюнь. Предпочитать Ван Бао Ма Жуну, объясняя, что «“Свирель” Цзыюаня до конца исчерпывает изменения в форме звуков» // Журнал гуманитарных наук Университета Чжунсин. 2007. № 38. С. 99-120).
  38. 朱熹. 诗集传. 北京: 中华书局, 1959 年. 248页 (Чжу Си. «Стихи» со сводными комментариями. Пекин: Чжунхуа, 1959. 248 с.).
  39. 庄子集释: 全三册 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 北京: 中华书局, 2019. 1110页 (Чжуанцзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. 1110 с.).
  40. 楊蘟瀏. 中国古代音乐史稿: 全二册. 北京: 人民音乐出版社, 2018. 458页 (Ян Иньлю. Очерки по истории древнекитайской музыки: в 2-х т. Пекин: Народная музыка, 2018. Т. 1. 458 с.).

Author information

Ivan Ivanovich Semenenko

PhD

Lomonosov Moscow State University

About this article

Publication history

  • Received: April 26, 2021.
  • Published: May 31, 2021.

Keywords

  • жанр оды фу
  • песенно-инструментальная музыка
  • пафос
  • музыкальный этос
  • композиционно-стилистический прием
  • genre of fu ode
  • vocal instrumental music
  • pathos
  • musical ethos
  • compositional and stylistic device

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)