• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Сравнение ольфакторного модуса перцепции в современной художественной литературе и парфюмерном интернет-дискурсе

Аннотация

Цель исследования - выявить специфику соотношения языковых репрезентаций запахов в сравнениях современной художественной литературы и парфюмерном интернет-дискурсе. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении репрезентации запахов художественного и бытового мира. В результате описаны характерные модели переноса наименований в ольфакторных сравнениях; охарактеризованы явления, сопряжённые с запахом; выявлены виды синестезии ольфакторного модуса перцепции с другими; сопоставлены виды языковой диффузности в сравнениях художественного и парфюмерного дискурсов; определено тотальное преобладание атрибута «лёгкий» в парфюмерном дискурсе.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
  2. Басалаева Е. Г. Языковая репрезентация запаха в парфюмерном интернет-дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 16-20.
  3. Иванян Е. П. Метафоры педагогической речи: лингвометодический аспект // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сб. тр. Междунар. науч. конф., посвящённой 85-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Почётного проф. Моск. гос. обл. ун-та, д. филол. н., проф. Павла Александровича Леканта / отв. ред. Н. Б. Самсонов. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2017. С. 331-333.
  4. Иванян Е. П., Иванова П. С. Корреляция между семами ‘живое’ - ‘неживое’ и гедонистической оценкой сравнений в результатах ассоциативного эксперимента // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7. № 2 (23). С. 65-70.
  5. Классен К., Хоувз Д., Синнотт Э. Значение и власть запаха // Ароматы и запахи в культуре: в 2-х кн. Изд-е 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 2010. Кн. 1. С. 43-51.
  6. Мамцева В. В. Репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2018. 28 с.
  7. Назаришин В. Власть убеждения. Запорожье: Просвіта, 2014. 194 с.
  8. Семёнова М. Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: автореф. дисс. … к. психол. н. Екатеринбург, 2008. 22 с.
  9. Aromania.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.aromania.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
  10. Majid А., Burenhult N., Stensmyr M., Valk J. de, Hansson B. S. Olfactory language and abstraction across cultures [Электронный ресурс]. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/pdf/10.1098/rstb.2017.0139 (дата обращения: 25.05.2021).
  11. Speed L. J., Majid A. An Exception to Mental Simulation: No Evidence for Embodied Odor Language [Электронный ресурс] // Cognitive Science. 2018. Vol. 42. Iss. 4. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/cogs.12593 (дата обращения: 25.05.2021).

Информация об авторах

Иванян Елена Павловна

д. филол. н., проф.

Самарский государственный социально-педагогический университет

Иванова Полина Сергеевна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • ольфакторный модус перцепции
  • метафора
  • сравнение
  • парфюмерный интернет-дискурс
  • современная русская художественная литература
  • olfactory mode of perception
  • metaphor
  • simile
  • perfume Internet discourse
  • modern Russian fiction

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)