• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Структура и содержание ассоциативного восприятия разностатусных языков (английского, русского и хакасского)

Аннотация

Цель исследования - выявить общность и специфику ассоциативного портретирования трех языков - английского, русского и хакасского - в корреляции с социолингвистической иерархией языков и языковой лояльностью респондентов с учетом их этнической принадлежности. Научная новизна исследования заключается в выявлении ассоциативной оппозиции нейтрального прагматизма в отношении чужого/иностранного языка и эмоционального позитивизма в оценке родных языков. В результате доказано, что психолингвистические значения в характеристике языков отражают реально существующие социолингвистические аспекты статусной иерархии и коммуникативной мощности языков в корреляции с уровнем языковой лояльности по отношению к родным языкам.

Источники

  1. Боргоякова Т. Г., Гусейнова А. В. Статус и функционирование тюркских языков Южной Сибири. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», 2017. 136 с.
  2. Залевская А. А. Методология, технология и терминология: о неоднозначности научных терминов // Вопросы психолингвистики. 2014. № 20. С. 12-27.
  3. Кубрякова Е. С. Синтагматика [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/3664730 (дата обращения: 25.09.2021).
  4. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Русский язык [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/3521628 (дата обращения: 22.08.2021).
  5. Мальцева В. С. Хакасский язык [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/4728166 (дата обращения: 22.08.2021).
  6. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание - перспективы исследования // Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 2-3.
  7. Фесенко Т. А. Ментальный лексикон: проблемы структуры и репрезентации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3 (006). С. 53-58.
  8. Borgoiakova T. G., Guseynova A. V. Contextualized Bilingualism in the Republics of Southern Siberia // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. № 14 (4). P. 466-477.
  9. Carter R. Vocabulary: applied linguistic perspectives. 2nd edition. N. Y.: Routledge, 1998. 336 p.
  10. Crystal D. English language [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/English-language (дата обращения: 22.08.2021).
  11. Moseley C. Atlas of the World’s Languages in Danger [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/languages-atlas/ (дата обращения: 18.01.2021).
  12. Roux P. Words in the mind: Exploring the relationship between word association and lexical development // Polyglossia. 2013. Vol. 24. Р. 80-91.
  13. Russian Language [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/Russian-language (дата обращения: 22.08.2021).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-012-00426 «Динамика и перспективы языкового взаимодействия в республиках Южной Сибири».

Информация об авторах

Боргоякова Тамара Герасимовна

д. филол. н., проф.

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Покоякова Карина Александровна

к. филол. н.

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 августа 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • психолингвистическое значение
  • ассоциативное поле
  • ментальный лексикон
  • парадигматические связи
  • синтагматические связи
  • psycholinguistic meaning
  • associative field
  • mental lexicon
  • paradigmatic relations
  • syntagmatic relations

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)