• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Неологизмы в сфере образования в период пандемии коронавируса (на примере немецкого языка)

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности словообразования новой лексики, отражающей трансформации в образовательном процессе в условиях пандемии в Германии и вошедшей в словарь неологизмов Института немецкого языка. Научная новизна заключается в классификации новых лексических единиц, появившихся в немецком языке в условиях пандемии, по понятийным областям и описании специфики их образования. Полученные результаты показали, что большая часть новообразований представлена существительными, образованными путем словосложения, при этом треть из них - английского происхождения или состоит из элементов, имеющих английское происхождение.

Источники

  1. Буренкова С. В. Неологизмы немецкого языка: тематика, лингвистические особенности, перевод // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (26). С. 59-63.
  2. Годжаева Н. С. Неологизмы современного немецкого языка // Вестник Кемеровского государственного университета. Международные отношения. 2014. Т. 2. № 3 (59). С. 279-281.
  3. Кобенко Ю. В. Язык и среда. Опыт систематизации данных междисциплинарных исследований. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2017. 214 с.
  4. Лебедева С. В., Ерпилова Е. И. Неологизмы. Сущность проблемы // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2018. № 3 (30). С. 99-107.
  5. Северская О. И. Ковидиоты на карантикулах: коронавирусный словарь как диагностическое поле актуальных дискурсивных практик // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 4. С. 887-906. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).887-906
  6. Харитонова Е. Ю. Обогащение словарного состава языка в эпоху COVID-19 (на материале немецкого языка) // Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы VIII Региональной научно-практической конференции (с международным участием) «Иностранные языки в межкультурном пространстве: методы исследования и технологии обучения» (г. Москва, МГОУ, 25 сентября 2020 г.). Мытищи: Изд-во Московского обл. гос. ун-та, 2021. С. 110-113.
  7. Шемчук Ю. М. Неологизмы в немецкоязычном академическом дискурсе как результат влияния коронавирусной пандемии // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 4 (39). С. 185-194.
  8. Blended Mobility: die Neugestaltung unserer europäischen Zusammenarbeit [Электронный ресурс]. URL: https://www.schooleducationgateway.eu/de/pub/latest/news/blended-mobility-europe.htm (дата обращения: 27.07.2021).
  9. Erasmus+ Auslandsaufenthalte in Zeiten der Corona-Pandemie [Электронный ресурс] // URL: https://www.na-bibb.de/fileadmin/user_upload/na-bibb.de/Dokumente/02_Berufsbildung/01_Mobilitaet/05_Durchfuehrung/2020/Informationen_Blended_Mobility.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
  10. Innerwinkler S. Neologismen. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2015. 72 S.
  11. Klosa-Kückelhaus A. Über Corona sprechen: eine besondere Zeit und ihre Folgen [Электронный ресурс] // Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2021. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/Klosa_Corona_FOLK.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
  12. Möhrs Ch..,Schule trotz(t) Corona“: Schule unter dem Sprachlichen Einfluss der Corona-Pandemie [Электронный ресурс] // Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2020. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/moehrs_schule.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
  13. Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie [Электронный ресурс] // OWID. URL: https://www.owid.de/docs/neo/listen/corona.jsp (дата обращения: 27.07.2021).
  14. Römer Ch. Der deutsche Wortschatz. Tübingen: Narr, 2019. 234 S.
  15. Wolfer S., Koplenig A., Michaelis F., Müller-Spitzer C. cOWIDplus Analyse: wie sehr schränkt die Corona-Krise das Vokabular deutschsprachiger Online-Presse ein? [Электронный ресурс] // Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2020. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/mueller-spitzer_2.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
  16. Zifonun G. Anglizismen in der Coronakrise [Электронный ресурс] // Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2020. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/zifonun_anglizismen.pdf (дата обращения: 27.07.2021).

Информация об авторах

Нагуманова Вера Александровна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 июля 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • неологизм
  • образование
  • пандемия
  • немецкий язык
  • словарь неологизмов
  • neologism
  • education
  • pandemic
  • German language
  • dictionary of neologisms

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)