• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Когнитивные механизмы репрезентации действительности в рекламном туристическом нарративе

Аннотация

Цель исследования - определить когнитивные механизмы репрезентации действительности в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы заключается в том, что впервые дано описание рекламного туристического нарратива в аспекте его когнитивной организации. Полученные результаты показали, что когнитивной основой рекламного туристического нарратива выступают когнитивные механизмы профилирования, фокусирования и перспективизации, которые в своей совокупности обеспечивают образование новых концептуальных структур. Автор приходит к заключению, что когнитивные механизмы обеспечивают структуру и содержание нарратива, способствуют его композиционному оформлению как дискурсивного события.

Источники

  1. Бабина Л. В. Вторичная репрезентация концептов в языке: автореф. дисс. … д. филол. н. Тамбов, 2003.
  2. Беляевская Е. Г. Медийный дискурс: когнитивные модели интерпретации события (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 3.
  3. Беседина Н. А. Морфологические категории в аспекте языковой интерпретации // Интерпретация мира в языке: коллективная монография. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017.
  4. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2-х т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т. 2.
  5. Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция когнитивного контекста // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. М.: МАКС Пресс, 2017а.
  6. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. № 1.
  7. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018.
  8. Болдырев Н. Н. Язык как интерпретирующий фактор познания // Интерпретация мира в языке: коллективная монография. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017b.
  9. Болдырев Н. Н., Маховикова Д. В. Лексический способ концептуализации времени в современном английском языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2.
  10. Демьянков В. З. Предвидеть и предсказать: дискурс о предзнании и прекогниция // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н. Н. Болдырев. М. - Тамбов: Ин-т языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2020. № 2 (41).
  11. Ирисханова О. К. О понятии перспективизации в когнитивной лингвистике // Когнитивные исследования языка. 2013. Вып. XV.
  12. Кравченко А. В. Биологическая реальность языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1 (34).
  13. Кравченко А. В. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления // Жанры речи: жанр и концепт. Саратов: Колледж, 2005. Вып. 4.
  14. Кравченко А. В. «Сознание» как экологическое понятие // Ноосферные исследования. 2017. № 2 (18).
  15. Кравченко А. В. Человек, язык, среда (к обоснованию холизма как метода гуманитарной науки) // Мир в языке. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2005.
  16. Кравченко А. В. Эпистемологическая ловушка языка // Вестник Томского государственного университета. Серия «Филология». 2016. № 3.
  17. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
  18. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. М. - Тамбов: Институт языкознания; Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2007. № 4.
  19. Магировская О. В. Репрезентация субъекта познания в языке: автореф. дисс. … д. филол. н. Тамбов, 2009.
  20. Herbst Th., Schmid H.-J., Faulhaber S. From collocations and patterns to constructions - an introduction // Constructions - Collocations - Patterns. Berlin - Boston: De Gruyter Mouton, 2014.
  21. Kravchenko A. V. Essential properties of language, or, why language is not a code // Language Sciences. 2007. Vol. 29. № 5.
  22. Langacker R. W. Cognitive Grammar. A Basic Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008.
  23. Langacker R. W. Concept, Image, and Symbol. The Cognitive Basis of Grammar. Berlin - N. Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
  24. Talmy L. Figure and Ground in complex sentences // Universals of human language. Stanford: Stanford University Press, 1978. Vol. 4. Syntax / ed. by J. Greenberg.
  25. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics: Concept Structuring Systems. Cambridge (Mass.) - L.: MIT Press, 2000. Vol. I.

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • когнитивные механизмы
  • профилирование
  • фокусирование
  • перспективизация
  • advertising tourist narrative
  • cognitive mechanisms
  • profiling
  • focusing
  • perspectivization

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)