• Научная статья
  • 30 ноября 2021
  • Открытый доступ

Коммуникативное текстовое событие и способы его аттрактивного конструирования в медийном пространстве (на материале русского и корейского языков)

Аннотация

Цель исследования - раскрыть роль категории аттрактивности в конструировании дискурса коммуникативного события. Моделируются лингвокогнитивные механизмы аттрактивизации, описываются характеристики основных типов аттракторов на примере русского и корейского языков. Научная новизна исследования определяется новым подходом к разработке способов достижения аттрактивности и эффективности дискурса продвигающего типа. Впервые данные способы рассматриваются как лингвокогнитивные механизмы, активизирующие мышление адресата на основе прерывания когерентности процессов интерпретации медийного сообщения. В результате исследования выявлены основные типы когнитивных механизмов аттракции, дана их характеристика.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
  2. Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.
  3. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
  4. Грицианов А. А. Новейший философский словарь. М.: Книжный дом, 2003.
  5. Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  6. Демьянков В. З. Событие в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. № 4.
  7. Зорин А. В. Коммуникативный менеджмент // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / сост. Л. Е. Тумина, М. И. Панов. М.: Агентство «КРПА Олимп», 2005.
  8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
  9. Почепцов Г. Г. Коммуникативный инжиниринг: теория и практика. К.: Альтерпрес, 2008.
  10. Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. М. - Ижевск, 2000.
  11. Руднев В. П. Морфология реальности: исследования по «философии текста». М.: Гнозис, 1996.
  12. Соколова О. В. Дискурсы активного воздействия: теория и типология: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2015.
  13. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3.
  14. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
  15. Чернявская В. Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экон. и фин., 2017.
  16. Якоба И. А. Когнитивно-коммуникативная параметризация медийного дискурса: автореф. дисс. … д. филол. н. Улан-Удэ, 2021.
  17. Fairclough N. Critical Discourse Analysis and Critical Policy Studies // Critical Policy Studies. 2013. Vol. 7.
  18. Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar: in 2 vols. Stanford: Stanford University Press, 1987. Vol. 1.

Финансирование

Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-20-325 «Механизмы достижения эффективности дискурса коммуникативного события».

Информация об авторах

Орсоева Аюна Александровна

Иркутский государственный университет

Серебренникова Евгения Федоровна

д. филол. н., проф.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2021.
  • Опубликована: 30 ноября 2021.

Ключевые слова

  • эффективность дискурса
  • событийность дискурса
  • аттрактивность
  • дестинация дискурса
  • дискурсивный механизм аттрактивизации
  • discourse effectiveness
  • discourse eventivity
  • attractivity
  • discourse destination
  • discursive attractivisation mechanism

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)