• Научная статья
  • 31 января 2022
  • Открытый доступ

Типология сигналов адресованности в текстах детского детектива (на материале англоязычных и русскоязычных произведений)

Аннотация

Цель исследования - на основе сравнения выявить типичные сигналы адресованности для англоязычных и русскоязычных текстов детского детектива при помощи стилистики декодирования. В статье проводится сравнительный анализ сигналов адресованности, представленных на разных уровнях текстовой организации, чьи особенности обусловлены детской литературой в общем и детективным жанром в частности. Научная новизна определяется материалом, полученным в ходе классификации лингвистических средств адресованности в жанре детского детектива, которые ранее не разрабатывались. В результате исследования были выделены наиболее распространенные примеры лингвистических сигналов адресованности в русскоязычных и англоязычных детских детективах.

Источники

  1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: учебник для студ. высш. проф. обр. М.: Академия, 2012.
  2. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. М.: URSS; Ленанд, 2015.
  3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка: учебник для вузов. М.: Флинта; Наука, 2010.
  4. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
  5. Белоглазова Е. В. Возраст адресата как фактор формирования дискурсивной структуры художественного произведения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2014. № 5 (24).
  6. Белоглазова Е. В. Лингвистические аспекты адресованности англоязычной детской литературы: дисс. … к. филол. н. СПб., 2001.
  7. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. М.: Норинт, 2008.
  8. Вильмонт Е. Н. Секрет мрачного подземелья. М.: АСТ, 2019a.
  9. Вильмонт Е. Н. Секрет убегающей тени. М.: АСТ, 2019b.
  10. Воробьева О. П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 1993.
  11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007.
  12. Кириленко Н. Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива: дисс. … к. филол. н. М., 2016.
  13. Китаева Е. М. Проявления интертекстуальности в детской литературе (на примере английской литературной сказки) // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1.
  14. Лесков С. В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива: дисс. … к. филол. н. СПб., 2005.
  15. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003.
  16. Панова Е. П., Тюменцева Е. В. Современный детский детектив в культурном сознании современности (на материале современных российских детективов А. Иванова, А. Устиновой) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. № 16 (119).
  17. Тихонова О. В. О границах и возможностях жанра детектива в детской литературе // Вопросы русской литературы. 2019. № 4.
  18. Blyton E. The Mystery of the Invisible Thief. N. Y.: Dean, 2004.
  19. Blyton E. The Mystery of the Missing Man. L.: Egmont Children’s Books, 1996.
  20. Longman Dictionary of Contemporary English. 5th, new ed. Harlow: Longman, 2005.
  21. Nixon J. L. Writing Mysteries for Young People. Boston: The Writer Inc, 1977.

Информация об авторах

Ворончихина Ирина Алексеевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 декабря 2021.
  • Опубликована: 31 января 2022.

Ключевые слова

  • адресованность
  • сигналы адресованности
  • детский детектив
  • интертекстуальность
  • addressing
  • addressing signals
  • children’s detective fiction
  • intertextuality

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)