• Научная статья
  • 31 января 2022
  • Открытый доступ

Расширение диапазона возможностей упражнения на соответствие как один из факторов формирования дискурсивной компетенции на уроках РКИ

Аннотация

Целью проводимого исследования является разработка способов модернизации технологического типа упражнения на соответствие для повышения эффективности преподавания русского языка в иноязычной аудитории. В статье говорится о причинах и условиях усложнения и трансформации данного типа упражнения относительно его функций и плана выражения, а также проводится анализ использования упражнения при обучении грамматике и на занятиях по разговорной практике в иноязычной аудитории. Научная новизна исследования заключается в том, что данный тип упражнения впервые рассматривается в методике как один из факторов формирования дискурсивной компетенции учащихся, в частности ее формально-логического компонента. В результате исследования на основании проведенного анализа были определены пути повышения эффективности использования упражнения данного типа при формировании дискурсивной компетенции учащихся в современных условиях преподавания РКИ.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: Изд-во РУДН, 2007.
  3. Беднарская Л. Д. Современные технологии развития речи. Спецкурс: уч. пособие. М.: Флинта, 2015.
  4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. М.: ИНЭК, 2007.
  5. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018.
  6. Владимирова Т. Е. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. СПб.: Златоуст, 2001.
  7. Волкова Л. Б. Дискурсивная компетенция: содержание, структура и основы формирования // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. Вып. 1.
  8. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007.
  9. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Русский язык: готовимся к ЕГЭ: пособие для учащ. общеобразоват. учреждений: в 3-х ч. М., 2009. Ч. С.
  10. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб., 2006.
  11. Костюк Н. А. А что тут обсуждать?: пособие по разговорной практике для изучающих русский язык как иностранный: в 2-х ч. СПб.: Златоуст, 2021. Ч. 2.
  12. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. ст. Мн.: Изд-во БГУ, 2009. Вып. 9.
  13. Морозов В. Э. Методика урока русского языка как иностранного. М.: ВК, 2012.
  14. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2002.
  15. Прокудина Е. В. Лексикографическая роль дефиниционного вокабуляра в семантизации слов // В мире научных открытий. 2010. № 4.
  16. Симонович Н. Е. Психологические черты современной молодежи // Психологические науки. 2015. № 55-3. URL: https://novainfo.ru/article/9037
  17. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). СПб.: Златоуст, 2013.
  18. Хорохордина О. В. Принципы и приемы обучения иностранцев русской грамматике как основе речевой коммуникации // International Journal of Russian Studies. 2016. № 5.
  19. Черемисинова Р. А. Методика формирования иноязычной письменной дискурсивной компетенции у обучающихся вуза: автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2017.
  20. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2007.
  21. Юрьев А. Н. Типы и стили речи: уч. пособие для студентов гуманитарного профиля. Алматы, 2005.

Информация об авторах

Костюк Нина Александровна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 октября 2021.
  • Опубликована: 31 января 2022.

Ключевые слова

  • русский как иностранный
  • упражнение на соответствие
  • дискурсивная компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • логическое мышление
  • Russian as a foreign language
  • compliance exercise
  • discursive competence
  • communicative competence
  • logical thinking

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)