• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Сарказм как речевое средство реализации стратегии дискредитации политического деятеля (на материале текстов немецкоязычной прессы о Д. Трампе)

Аннотация

Цель исследования - определить роль сарказма в реализации коммуникативной стратегии дискредитации. В статье рассматривается использование саркастической оценки с целью создания негативного имиджа политического деятеля; анализируются примеры саркастических высказываний в немецкоязычных СМИ, послуживших дискредитации образа конкретного политика (Д. Трампа) в глазах читателей и в том числе его потенциальных избирателей; выделяется ряд лингвистических маркеров сарказма. Научная новизна исследования заключается в том, что сарказм, который традиционно изучается исключительно во взаимосвязи с категорией иронии, рассматривается в статье как самостоятельное речевое средство со значительным воздействующим потенциалом, которое может быть использовано автором саркастического высказывания для целенаправленной реализации коммуникативной стратегии дискредитации; устанавливаются некоторые лингвистические маркеры негативно-оценочного саркастического смысла высказывания. В результате доказано, что многократное использование высказываний с саркастическим смыслом в адрес политического деятеля в СМИ может привести к созданию негативного образа и служить подрыву его авторитета у избирателей.

Источники

  1. Аношина Е. Ю. Речевая стратегия дискредитации в текстах русскоязычных интернет-блогов // Инновационная наука. Аэтерна. 2016. Т. 3. № 10.
  2. Гальчук Д. А. Особенности идентичности Д. Трампа в период иммиграционного кризиса (на материале постов в Twitter, Facebook и Instagram) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 11.
  3. Громыко С. А. Речевая стратегия дискредитации в русской парламентской дискуссии начала XX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 2. № 3 (41).
  4. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005.
  5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь). М., 2008.
  6. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта; Наука, 2011.
  7. Лабутина В. В. Речевая стратегия дискредитации в дискурсивной тактике комментария сетевого медиаконтента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 4 (34).
  8. Лежнина А. С. Лингвопрагматический и риторический аспекты высказываний с саркастическим смыслом (на материале современного немецкого языка): дисс. … к. филол. н. СПб., 2014.
  9. Медведева Н. Е. Эволюция медиаимиджа политического лидера // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации / гл. ред. Т. А. Пивоварчик. Гродно, 2020.
  10. Минемуллина А. Р. Оценочные прилагательные как языковой инструмент информационной борьбы (на примере информационного противостояния украинских и российских СМИ периода 2013-2014 гг.) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11.
  11. Навасартян Л. Г. Языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в СМИ (на материале российских газет): дисс. … к. филол. н. Саратов, 2017.
  12. Ширяева Т. А. Стратегия дискредитации в дискурсе современных британских парламентских дебатов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-3.
  13. Barkewitz C. Licht und Bleiche, Corona weiche! 2020. URL: https://www.aerztezeitung.de/Politik/Licht-und-Bleiche-Corona-weiche-408906.html
  14. Brauer M. Trumps Tolle vom Winde verweht. 2018. URL: https://www.stuttgarter-nachrichten.de/inhalt.donald-trump-die-wahrheit-ueber-seine-haare-trumps-tolle-vom-winde-verweht.9d007e5e-9628-43a5-9964-0a00af469aa0.html
  15. Fleischer J. Trump und das Kreuz mit der Post. 2020. URL: https://www.lvz.de/Nachrichten/Kultur/Kultur-Regional/Glosse-Trump-und-das-Kreuz-mit-der-Post
  16. Green D., Olschewski M. Aus diesem Grund ist Donald Trumps Haut so orange. 2018. URL: https://www.businessinsider.de/panorama/donald-trumps-haut-orange-2018-1
  17. Iosa A. Donald Trumps Teint ist Resultat großer Eitelkeit. 2016. URL: https://www.weekend.at/deluxe/beauty/donald-trumps-teint/28.886.209
  18. Lehming M. In der Gemeinschaft der Trumpologen. 2017. URL: https://www.tagesspiegel.de/politik/us-praesident-donald-trump-in-der-gemeinschaft-der-trumpologen/19401798.html
  19. Orzessek A. Wer, bitte schön, ist Michelangelo? 2020. URL: https://www.deutschlandfunk.de/trump-und-die-medien-wer-bitte-schoen-ist-michelangelo.2907.de.html?dram:article_id=482277
  20. Pohl R. Donald Trump: Der Welt größter Zwitscherant ist komplett Dada. 2019. URL: https://www.derstandard.de/story/2000109738086/donald-trump-der-welt-groesster-zwitscherant-ist-komplett-dada
  21. Richter P. Donald Trumps Kleidung: Sieht aus wie vom Schlussverkauf. 2016. URL: https://www.sueddeutsche.de/stil/trump-town-x-was-und-wen-die-trumps-tragen-1.3270173
  22. Zametzer M. Das Abflussrohr des Präsidenten. 2020. URL: http://web.archive.org/web/20200928001757/www.br.de/radio/bayern2/sendungen/radiowelt/ende-der-welt-das-abflussrohr-des-praesidenten-100.html

Информация об авторах

Лежнина Анна Сергеевна

к. филол. н.

Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • саркастическое высказывание
  • стратегия дискредитации
  • негативная оценка
  • маркеры сарказма
  • sarcastic statement
  • discrediting strategy
  • negative evaluation
  • sarcasm markers

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)