• Научная статья
  • 29 апреля 2022
  • Открытый доступ

Ментальные модусы как средство манифестации фигуры автора в структуре оценочной англоязычной кинорецензии

Аннотация

Цель исследования заключается в определении особенностей реализации ментального модуса как средства экспликации авторской позиции в дискурсе оценочных субжанров пользовательской и экспертной сетевой англоязычной кинорецензии. Автор исходит из положения о том, что способы актуализации позиции субъекта определяются функциональными характеристиками дискурса. Рассматривается фактор субъекта в дискурсе, анализируется роль выявления субъективной модальности и описания доминантных типов оценки в исследовании позиции автора в оценочных субжанрах. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые осуществлён сопоставительный анализ средств выражения субъективной модальности на материале текстов оценочных англоязычных кинорецензий, что позволило выявить особенности структурирования оценочных суждений авторов рассматриваемых текстов, а также сопоставить данные субжанры с научным и персональным типами дискурса. В результате установлено, что различия в значениях ментального модуса и средствах номинации адресанта свидетельствуют о содержательной вариативности оценки и избираемых авторами методов аргументации и убеждения реципиента.

Источники

  1. Аверина А. В. Модели предложений с семантикой эпистемической модальности в немецком языке и отражаемые ими типы ситуаций // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 3.
  2. Адова Ю. Н. Ментальный модус как модусная категория // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2017. Т. 16. № 2. Филология.
  3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
  4. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  5. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54).
  6. Герасименко И. Е. Субъективная модальность и вторичные наименования // Инновационная наука. 2016. № 11-2.
  7. Киселева А. В. Выражение субъективной модальности в препозитивных причастных оборотах в современном английском языке. 2005. URL: http://www.rusnauka.com/TIP/All/Filology/20.html
  8. Кобрина О. А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.
  9. Кожемякин Е. А. Субъект дискурса // Дискурс-Пи. 2013. № 3.
  10. Кремер И. Ю. Ментальный модус как интерпретационный компонент текста в сфере научной коммуникации // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 4.
  11. Стопа А. В. Жанровые особенности рецензии и интернет-отзыва: сравнительно-сопоставительный анализ // Ratio et Natura. Языкознание. 2020. № 2. URL: https://ratio-natura.ru/vypusk-no2-2-2020-g#lang
  12. Цой К. В. Категория модальности в филологической науке. Авторская модальность в творчестве В. В. Набокова // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 3-4 (8).
  13. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов, 1997. Вып. 1 / под ред. В. Е. Гольдина.

Информация об авторах

Кленова Екатерина Андреевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 марта 2022.
  • Опубликована: 29 апреля 2022.

Ключевые слова

  • оценочный дискурс
  • сетевой отзыв
  • кинорецензия
  • субъект
  • модус
  • evaluative discourse
  • online review
  • film review
  • subject
  • mode

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)