• Научная статья
  • 31 мая 2022
  • Открытый доступ

Персуазивный потенциал языковых средств выражения оценки в дискурсе СМИ (на материале немецкоязычных текстов дискуссии по вопросу присуждения Нобелевской премии по литературе Петеру Хандке)

Аннотация

Цель исследования - изучение персуазивного потенциала языковых средств выражения оценки в немецкоязычном масс-медийном дискурсе на материале дискуссии по вопросу присуждения Нобелевской премии по литературе 2019 г. австрийскому писателю Петеру Хандке. Научная новизна исследования заключается в изучении позитивного и/или негативного персуазивного потенциала языковых средств оценки в дискурсе СМИ, посвященном социально-резонансному культурному событию. В результате анализа выявлено, что авторы текстов часто используют в качестве персуазивных языковых средств различные тропы и фигуры речи, изображая факт присуждения Нобелевской премии Хандке либо в позитивном, либо в негативном субъективно-модальном ключе.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики / под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1982.
  2. Баринова А. 3 главных скандала в жизни Петера Хандке. 2021. URL: https://eksmo.ru/articles/3-glavnykh-skandala-v-zhizni-petera-khandke-ID15558063
  3. Иванов Л. Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка. М.: НИП 2Р, 2003.
  4. Клушина Н. И. Стиль массовой коммуникации. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.
  5. Ковалевская Е. В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 3.
  6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2008.
  7. Марьянчик В. А. Оценка как категория текста // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1.
  8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.
  9. Соколова Е. В. Осцилляция образа: СМИ и В. Г. Зебальд о писателе (у) П. Хандке // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 3 (43).
  10. Солодилова И. А. Метонимия: границы феномена // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 1 (201).
  11. Фернандо В. С. Метафора и сравнение как средства речевого воздействия (на материале аналитических статей о победе Дональда Трампа на выборах США) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2019. № 3.
  12. Хутыз И. П., Колчевская В. А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2-2 (80).

Информация об авторах

Сергеева Мария Сергеевна

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 марта 2022.
  • Опубликована: 31 мая 2022.

Ключевые слова

  • дискурс СМИ
  • персуазивный потенциал
  • языковые средства выражения оценки
  • оценочность
  • Петер Хандке
  • media discourse
  • persuasive potential
  • linguistic means of expressing evaluation
  • evaluativity
  • Peter Handke

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)