• Научная статья
  • 30 июня 2022
  • Открытый доступ

Языковые средства реализации аттрактивности в предтекстовых образованиях (на материале французского и русского языков)

Аннотация

Цель исследования - выявить и описать языковые средства аттрактивности, используемые в предтекстовых образованиях электронных версий русскоязычной и франкоязычной прессы. В статье раскрываются основные особенности и функции предтекстов новостных статей. Основное внимание акцентируется на понятии аттрактивности и свойствах аттракторов, обеспечивающих привлекательность подачи информации. Научная новизна заключается в определении языковых средств, которые наиболее активно применяются в качестве аттракторов во вторичных новостных текстах на французском и русском языках. В результате установлено, что выделенные аттракторы представлены широким спектром средств, отражающих общие тенденции употребления и языковую специфику.

Источники

  1. Асмус Н. Г. Особенности реализации новостного дискурса в англоязычных электронных изданиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36).
  2. Болдырева Э. Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста: автореф. дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2007.
  3. Бронник Л. В. Понятие аттрактора и лингвистическая теория: о трудностях интеграции научного знания (на примере дискурсивного акта) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2009. № 43 (181). Вып. 39.
  4. Бузаева Я. А. Самоподобие формы как принцип организации вторичного текста (на материале сонетов У. Шекспира и их русских переводов): автореф. дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2015.
  5. Волкова О. С. Событийная аттрактивность текста новостного сообщения // События в коммуникации и когниции: мат. Междунар. науч. конф. (г. Москва, 19-20 мая 2016 г.). М.: Изд-во МГЛУ, 2016.
  6. Ионина А. А. Особенности создания и восприятия текста в Интернете // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2010. № 2 (6).
  7. Ковальчукова М. А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ: автореф. дисс. … к. филол. н. Ижевск, 2009.
  8. Колмогорова А. В., Уканакова Н. В. Жанр как текст-источник для продуцирования вторичных текстов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (14).
  9. Максименко О. И., Подрядова В. В. Аттрактивность в теории языка // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 1 (1).
  10. Мельникова Е. А. Когнитивно-дискурсивные особенности медиарепрезентации события в англоязычном тексте новостного сообщения: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2016.
  11. Орсоева А. А. Способы достижения аттрактивности дискурса коммуникативного события: дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2021.
  12. Рянская Э. М., Алексеева Л. В. Прагматический компонент заголовков научных текстов (на примере англо- и русскоязычных публикаций). Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020.

Информация об авторах

Рянская Эльвира Михайловна

д. филол. н., доц.

Нижневартовский государственный университет

Фоменко Елена Андреевна

Нижневартовский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 мая 2022.
  • Опубликована: 30 июня 2022.

Ключевые слова

  • предтекст
  • аттрактивность
  • информативная значимость
  • языковые средства аттрактивности
  • pretext
  • attractiveness
  • informative significance
  • linguistic means of attractiveness

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)