• Научная статья
  • 31 августа 2022
  • Открытый доступ

Механизмы дистанцирования «чужого» в рамках оппозиции «свой - чужой» (на материале текстов современной испанской и французской литературы)

Аннотация

Цель исследования - выявить механизмы дистанцирования «чужих» в рамках бинарной оппозиции «свой - чужой» при моделировании образа русских. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые с применением когнитивного подхода были выявлены параметры дистанцирования «чужих» в рамках оппозиции «свой - чужой» на материале современной художественной литературы на испанском и французском языках. В результате установлено, что при этом дистанцирование «чужих» может происходить путем приписывания какой-либо отрицательной характеристики практически всем представителям русской культуры. Среди наиболее частотных черт поведения «чужих» русских подчеркиваются такие, как бестактность и грубость.

Источники

  1. Абкадырова И. Р. Слова-реалии и их роль в процессе актуализации и моделирования мексиканского национального коммуникативного стиля (на материале современной прозы): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2016.
  2. Алиева Т. В. Оппозиция «свой - чужой» в англоязычной прессе: лексические средства выражения // Вестник Московского государственного института международных отношений. 2012. № 3 (24).
  3. Анохина А. А. Оппозиция «свое» - «чужое» в романе Лены Горелик «Мои белые ночи» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1 (79).
  4. Карповская Н. В. К вопросу о когнитивно-прагматическом потенциале языковых единиц (на материале испанского и русского языков) // Язык и действительность: научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака (г. Москва, 13-15 марта 2019 г.). М., 2019.
  5. Овчинникова И. Г. Дихотомия «свой - чужой» в сознании молодых россиян (по материалам ассоциативного эксперимента). 2008. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1838/1/Part2%202008-05.pdf
  6. Планкина Р. М. Оценочная лексика как отражение идиостиля М. Митчелл (на примере оппозиции «свой - чужой») // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 1 (35).
  7. Потёмина М. С. «Своё/чужое» как основа реализации субъективной модальности в литературе Германии после 1989 года // Категория модальности и речевой коммуникации / под ред. И. Ю. Куксы. Калининград, 2016.
  8. Теория межкультурной коммуникации: учебник и практикум для вузов / под ред. Ю. В. Таратухиной, С. Н. Безус. 2020. URL: https://urait.ru/bcode/450778
  9. Фененко Н. А. Художественный реаликон и его репрезентация в тексте оригинала и перевода // Романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация: сб. мат. участн. междунар. науч. онлайн-конф. / сост. Д. Ю. Гулинов, Н. В. Титаренко, А. А. Штеба. Волгоград, 2020.
  10. DeBruine L. M. Facial Resemblance Enhances Trust // Biological Sciences. 2002. Vol. 269. No. 1498.
  11. Diccionario de la lengua española. La 23.ª edición. Madrid, 2014. URL: https://www.rae.es
  12. Enock F. E., Flavell J. C., Tipper S. P., Over H. No Convincing Evidence Outgroups Are Denied Uniquely Human Characteristics: Distinguishing Intergroup Preference from Trait-Based Dehumanization // Cognition. 2021. Vol. 212. Art. 104682. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85103086944&doi=10.1016%2fj.cognition.2021.104682&partnerID=40&md5=599c4442c339e194efed4b0f8923307a
  13. Freire E. Llamadme Alejandra. Barcelona, 2018. URL: https://www.findpdf.me/?p=Llamadme+Alejandra&ln=es
  14. Hadarics M., Kende A. Negative Stereotypes as Motivated Justifications for Moral Exclusion // The Journal of Social Psychology. 2019. Vol. 159 (3).
  15. Kroon A. C., Trilling D., van der Meer T. G. L. A., Jonkman J. G. F. Clouded Reality: News Representations of Culturally Close and Distant Ethnic Outgroups // Communications. 2020. Vol. 45 (1).
  16. Makine A. Le testament français. 1995. URL: https://readli.net/chitat-online/?b=133872&pg=1
  17. Vinsonneau G. The Development of the Notions of Culture and Identity: An Ambiguous Path (Le développement des no tions de culture et d’identité: Un itinéraire ambigu) // Carrefours de l’Education. 2002. Vol. 14 (2).

Информация об авторах

Абкадырова Ирина Рустэмовна

PhD

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Режук Зинаида Владимировна

к. филол. н.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июня 2022.
  • Опубликована: 31 августа 2022.

Ключевые слова

  • оппозиция «свой - чужой»
  • художественная литература
  • испанский язык
  • французский язык
  • когнитивный подход
  • opposition “ingroup - outgroup”
  • fiction
  • Spanish language
  • French language
  • cognitive approach

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)